В Украине зарождается новая перспективная ниша внутреннего (въездного) туризма – промышленный туризм, пишет delo.ua.
По словам сотрудников харьковской компании «Дея Букинг», которая в 2012 году отвечала за реализацию программы «Харьков. Лето. Футбол» и организовывала культурный досуг европейским гостям чемпионата, наибольший спрос у иностранных футбольных фанатов имели никоим образом не туры городскими выдающимися местами, а экскурсии, которые включали посещение производственных площадок некоторых заводов. Стоимость одной такой экскурсии была достаточно высокой – 50 евро с человека. Некоторые туристы хотели поехать в Запорожье чтобы посетить известную Днепровскую ГЭС. Причем овеяный казацкой славой остров Хортица такого внимания к себе не привлекал.
Потенциальный спрос на отечественный промышленный туризм есть не только у зарубежных гостей, но и у самих украинцев. Можно выделить несколько целевых аудиторий с разными объектами интереса. Школьникам, например, можно показать, как делают сыр, йогурты, шоколад, ознакомить выпускников с разными видами профессий. Студентам – дать детальное представление о работе в избранной ими сфере, испытать себя в реальных условиях. Отдельная программа – для предпринимателей, как отечественных, так и зарубежных. К ней скорее всего будут включены более «тяжелые» объекты. Для них ценность экскурсии не только в знакомстве с нюансами вида деятельности, которая интересует, но и налаживание бизнес-контактов «не отходя от станка». И последняя аудитория – простые украинцы, которые желают получить новые впечатления и сделать свой досуг разнообразным. Собственно, эти аудитории и представляют пять основных концепций такого бизнеса. Для организации в нашей стране такого вида бизнеса есть все предпосылки, и спрос, и широкая база объектов для предложения.
В странах ЕС промышленный туризм давно уже стал самостоятельным видом бизнеса, выгодным как большим промышленным компаниям, так и туроператорам. За некоторыми европейскими странами и отдельными городами даже закрепился имидж производителей конкретной, свойственной только им продукции. Германия и США ассоциируются с автомобильной промышленностью, Франция и Италия считаются родиной парфюмерии, а Бельгия и Швейцария являются лучшими в мире производителями шоколада.
Экскурсии на предприятия брендовых производителей стали неотъемлемой частью туристических маршрутов наших соотечественников, которые странствуют Европой. Завершающая стадия индустриальных экскурсий – посещение фирменных магазинов компаний, откуда без покупки ни один турист не идет.
В Украине этот вид бизнеса только начинает зарождаться, и конкуренция в нем практически отсутствует. Эксперты рассказывают, что промышленный туризм может стать хорошим дополнительным источником поступлений в бюджет предприятий, более того – он способен даже привлечь в регионы дополнительные инвестиции. Наиболее интересными для туристов индустриальными объектами в Украине считаются шахты, электростанции, карьеры, старинные рудники, заводы, фабрики и т. д.
Десятки, если не сотни производственных компаний Украины проводят на своей территории экскурсии, однако, о наличии таких экскурсий узнать зачастую можно, лишь позвонив непосредственно на предприятие. Турфирмы этот специфический продукт не продают, в Интернете информация практически отсутствует.
Для больших отечественных компаний организация экскурсий на свое производство – удачный маркетинговый ход. Одни из основных целей таких экскурсий – ознакомить с высокими технологиями производства, демонстрировать продукцию и даже популяризировать те или иные профессии среди молодежи.