На пресс конференции, прошедшей в преддверии премьеры, были презентованы идеи, которые театр Шаляпина вложил в свою почти новую постановку — оперу «Пиковая дама».
Почти новую — поскольку впервые она была исполнена в прошлом году на фестивале «Опера всем» на плацу Екатерининского дворца. Там красного была только дорожка при ярком солнце.
Вариант постановки для Эрмитажного театра совсем другой — черно-красные декорации, иногда пересекающиеся с белым платьем главной героини Лизы. Постоянный дух мистики, какой — то чертовщины под крики воронов. Режиссер постановщик И. Архипов совместно с художником по костюмам А. Песковой очень высоко подняли планку инфернальности, показывая адский мир в интерьерах Петербурга.
Некоторые отличия есть и в музыке по сравнению с прошлогодним исполнением. Фабио Мастранджело позволил себе удалить некоторые фрагменты для усиления напряжения, постоянно присутствующего на сцене. Как он сказал, за 44 дня Петр Чайковский написал невероятное количество нот. Некоторая именно часть не войдет в новую постановку. Мы тут же спросили у ИИ, сколько нот в клавире. Даже этот всезнайка не смог ответить.
Сюрпризы ждут нас и в конце постановки. Как сказала Юлия Стрижак, финал нас должен удивить. После этого я начала фантазировать. Это Эрмитажный театр с переходом через Зимнюю канавку, в которой, по либретто Модеста Чайковского, покончила с жизнью главная героиня. И мне показалось интересным, если бы она выбежала из зала и выпрыгнула через одно из окон перехода. При использовании 3D мэппинга это несложно показать на экранах в зале. Хотя, возможны любые варианты — мы спросили у исполнительницы роли Лизы, тоже Лизы но Михайловой, солистки театра Шаляпина, какой сюжет ей больше нравится — Пушкина или Чайковского. Не задумываясь, она ответила, что пушкинская героиня ей ближе — лучше быть живой, чем мучится от любви. И это петербургский подход.
А вот исполнитель роли Германа, солист Московского театра Геликон Опера Виталий Серебряков, предпочёл судьбу Германа Чайковского. Для него это образ смелого и волевого человека. Он поглощен любовью к Лизе, любовь управляет всеми его поступками.
Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Интересно, почему здесь постоянно возникает цифра три? В этом сочинении огромное значение этому числу. В опере три действия, три карты, Герман виновен в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыке преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
Во всем этом мы начнём разбираться уже 27 июня. Это день премьеры, но опера будет частым гостем в Эрмитажном театре, под эту площадку сейчас, до окончания ремонта основного здания театра Шаляпина, выстроены все декорации, свет, сцены. А окончание ремонта, увы, ещё так далеко…
Фото предоставлены пресс службой Музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина