Компания «Ингосстрах» подвела итоги по страхованию путешествующих и страхованию ответственности туроператоров за первое полугодие 2012 года
По предварительным данным сбор премии по страхованию выезжающих за рубеж (включая сострахование пассажиров, страхование медицинских расходов, страхование багажа и расходов из-за отмены поездки) в первом полугодии 2012 года составил 386,6 млн. рублей, что на 10% больше соответствующего показателя первого полугодия 2011 года. При этом на региональную филиальную сеть компании приходится более 19% страховой премии. За шесть месяцев текущего года «Ингосстрах» выплатил путешествующим около 196,4 млн. рублей страхового возмещения, что примерно равно уровню первого полугодия 2011 года. Компания урегулировала 27 015 страховых случаев – на 6% больше, чем за тот же период 2011 года.
Средний размер выплаты по каждому страховому случаю составляет $250. К крупнейшим выплатам можно отнести организацию лечения в Испании и Чехии, сумма расходов по которым составила €13 тыс. (травма ноги) и €19 500 (инсульт) соответственно, а также лечение и медицинскую эвакуацию на родину застрахованной, пострадавшей в Андорре на горнолыжном курорте. Расходы в этом случае превысили €12 500. Специально для любителей спорта «Ингосстрах» в первом полугодии 2012 года разработал и запустил новые страховые продукты для выезжающих за рубеж – «Едем на футбол» и «Едем в Лондон». Они предлагались футбольным болельщикам накануне «Евро-2012» и россиянам, отправляющимся на ХХХ Летние Олимпийские игры. Новыми продуктами воспользовались 510 человек. По страхованию ответственности туроператоров сборы ОСАО «Ингосстрах» за первое полугодие 2012 года составили 14,3 млн. рублей, что на 18% ниже значения того же периода 2011 года.
Выплаты в текущем году составили 100,3 млн. рублей, что в десятки раз больше показателя первых шести месяцев 2011 года. Такой значительный рост объясняется проведением выплат пострадавшим клиентам туроператора «Ланта-тур вояж». По состоянию на 30 августа т.г. «Ингосстрах» перечислил страховые возмещения 5 960 туристам «Ланта-тур вояж» на общую сумму 96 422 306 рублей по 2634 требованиям. Также в первом полугодии 2012 года «Ингосстрах» завершил выплаты возмещений туристам, пострадавшим от приостановки деятельности туроператора ООО «Компания Лужники тревел», начавшиеся 8 сентября 2011 года. За этот период страховщик перечислил пострадавшим туристам 20 775 405,30 рублей по 83 заявлениям по убыткам 200 человек.
Важным событием этого года стало принятие закона об увеличении финансовой ответственности туроператоров, которое вызвало много споров как в страховой среде, так и в туристическом сообществе. По мнению начальника управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрия Мелехина, закон принимался в спешке после банкротства «Ланты» в «сыром» и малоэффективном виде, не учитывающем, в частности, реальную емкость российского страхового рынка по данному виду страхования. Дмитрий Мелехин сожалеет, что предложения страхового сообщества, в том числе по созданию перестраховочного пула, не были учтены при принятии закона. Как отметил г-н Мелехин, на практике объем финансовой ответственности увеличили лишь несколько туроператоров.
Остальные игроки туристической отрасли постарались оптимизировать расходы на страхование, учитывая неоднозначность терминологии новой редакции закона в части определения размера денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта. «Сегодня остается только ожидать следующего банкротства крупной туристической компании, которое, надо полагать, станет катализатором очередного пересмотра законодательства в этой сфере и выбора новой модели функционирования страховых алгоритмов», – сказал Дмитрий Мелехин. Он предложил ориентироваться на модель, принятую в Европе, когда страхуется каждая путевка. В этом случае, как подчеркнул г-н Мелехин, каждый турист получит полную компенсацию понесенных потерь, а не «пропорциональную», как сейчас.
Именно такая модель позволит страховщику оценить риски и установить адекватную стоимость страхования. «Безусловно, такой вариант имеет определенные сложности при практическом осуществлении, а также ряд вопросов с точки зрения оценки и кумуляции рисков, но в любом случае максимально обеспечивает защиту туристов», – полагает Дмитрий Мелехин.