По ряду косвенных признаков, у зарубежных туристов упал спрос на речные круизы по России. В частности, как сообщил «БАНКО» замгендиректора по продвижению компании «Инфофлот» Андрей Михайловский, туроператор зафрахтовал два четырехпалубных теплохода, ранее работавшие на обслуживание иностранцев. Это «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский». Еще один лайнер аналогичного класса, «Федор Достоевский», арендован самарской компанией «Спутник-Гермес». В прежние годы эти суда фрахтовала компания «Ортодокс», специализирующаяся на работе с зарубежными клиентами. Директор круизного департамента этого туроператора Ирина Самородская пояснила, что для отказа от лайнеров «есть некие причины», называть которые она не стала. При этом она утверждает, что падения спроса на въездном рынке нет. «Так резко, как после кризиса 2008 года, объем не сократился. Мы даже готовы расшириться в сторону азиатских рынков, но пока не хватает мест», – говорит эксперт.
При этом другие участники рынка все-таки предполагают: иностранцев в этом году может приехать меньше прежнего. «По словам моих коллег из инкаминговых компаний, даже по популярному Золотому кольцу поток упал на 10–15%, это серьезная цифра, – рассказывает гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Допускаю, что относительно круизов дело в дороговизне: рост цен на топливо превышает самые смелые прогнозы».
Возникает и еще один вопрос: не связано ли обновление флота игроков внутреннего рынка с трагедией «Булгарии»? Замгендиректора по продвижению компании «Инфофлот» Андрей Михайловский утверждает, что нет. «Дело в другом: мы впервые решили поработать с четырехпалубными лайнерами. Они более современны, чем трехпалубные, плюс у больших кораблей есть определенная эстетика», – говорит эксперт.
Вместе с тем, отмечают участники рынка, три перешедших на внутренний рынок теплохода не такие уж и новые: они сошли с верфей ГДР в 70-е и 80-е. Нужны ли российским рекам более современные лайнеры? По мнению экспертов, это было бы неплохо, однако проектов новых судов, учитывающих высокую волну наших озер и водохранилищ, не существует.
Впрочем, может быть, прав один из наблюдателей, полагающий, что на новые суда российским компаниям просто не хватает денег?