Эксперты уверены, что возможная интеграция авиакомпании "Трансаэро" в группу "Аэрофлот" не повлечет за собой резкого повышения цен на авиабилеты в ближайшее время, но может стать причиной серьезной трансформации системы блок-чартеров, которая больше десяти лет определяла развитие массового туризма, сообщила РИА Новости глава пресс-службы Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Решение проблем авиакомпании "Трансаэро", которая находится в непростом финансовом положении, во вторник вышло на новый уровень — "Аэрофлот" заявил о планах покупки 75% акций авиакомпании за 1 рубль. Информацию о том, что данная сделка будет вынесена на совет директоров "Аэрофлота" в ближайшее время, сообщил источник РИА Новости, знакомый с ситуацией.
Ранее сообщалось, что первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов дал указание подготовить все директивы, необходимые для рассмотрения на совете директоров «Аэрофлота» вопроса о покупке 75% плюс одна акция авиакомпании "Трансаэро". При этом уточнялось, что все обязательства перед пассажирами данного перевозчика должны быть соблюдены.
Тюрина рассказала, что РСТ провел опрос среди представителей туристического бизнеса, чтобы выяснить, насколько возможные изменения расстановки сил на авиарынке страны могут повлиять на состояние индустрии путешествий в России и сослалась на мнения экспертов, которые опубликованы на сайте РСТ.
ОПЫТ ИНТЕГРИРОВАНИЯ АВИАКОМПАНИЙ В РОССИИ И В МИРЕ
По словам гендиректора компании "Випсервис" Дмитрия Горина, сам факт, что вопрос рассматривался на совещании у Игоря Шувалова, и тот указал на необходимость выполнения всех обязательств "Трансаэро" перед пассажирами в полном объеме после покупки "Аэрофлотом", говорит о многом.
"Это значит, что потребители не пострадают. Тем более что у "Аэрофлота" уже есть опыт успешной консолидации "России" и "Оренбургских авиалиний". Никого не удивляет, что арабская авиакомпания Etihad покупает итальянскую Alitalia. А Lufthansa в свое время поглотила такие солидные компании, как Swiss Air и Brussel Airlines. Причем все эти бренды существуют и сейчас, и неплохо себя чувствуют после санации. "Аэрофлот", как видим, также сохраняет бренды", — приводятся пояснения эксперта.
Гендиректор "Бейс Тревел" Андрей Соколов полагает, что сравнивать покупку "Аэрофлотом" авиакомпаний "Оренбургские авиалинии" и "Россия" с приобретением "Трансаэро" не совсем корректно.
"Сделки такого масштаба на нашем рынке я не припомню. Все-таки "Трансаэро" — второй крупнейший перевозчик страны. Но я не стал бы говорить об оранжевом уровне опасности. Все пройдет нормально, операционных сбоев не будет. Одно дело — финансовые проблемы "Трансаэро", другое — ее опыт, налаженная система управления. Многие операторы долгие годы работали с этой компанией и гордились этим", — считает он.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ РЫНКА
Одним из возможных негативных последствий объединения глава "Бейс Тревел" назвал угрозу монополизма на рынке перевозок и, соответственно, дальнейший рост цен. Однако вряд ли, по словам Соколова, он будет быстрым и значительным — по крайней мере, сейчас, так как рынок находится в тяжелом состоянии и не в интересах "Аэрофлота" рушить его зыбкое равновесие.
Директор ICS Travel Дмитрий Шевченко уверен, что скачка цен в ближайшее время не будет, но в перспективе увеличение тарифов неизбежно. К тому же, по его словам, у туроператоров уменьшится выбор на авиарынке.
Источник в "Аэрофлоте" подтвердил РСТ, что с переходом "Трансаэро" в группу "Аэрофлота" "цены будут доведены до экономически обоснованного уровня".
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ УБЫТОЧНОСТИ "ТРАНСАЭРО"
Шевченко согласен, что только демпинг мог стать причиной таких убытков "Трансаэро". "Авиакомпании удавалось генерировать огромный поток благодаря низким ценам", — подтвердил он.
Однако, гендиректор "Випсервиса" полагает, что причина кризиса "Трансаэро" не в демпинге, а в резко упавшем спросе на туристическом рынке. "Рынок сократился вдвое, некоторые зарубежные авиакомпании, например, Thai Airways, вообще ушли из России. "Трансаэро" оптимизировала программы, но осталась на многих туристических направлениях. Скорее всего, это ее и подрубило", — приводится мнение Горина.
По словам эксперта, рост цен возможен, но он будет вызван не поглощением "Трансаэро" и "монопольным" положением "Аэрофлота", а общей ситуацией на авиарынке.
ОПАСЕНИЯ ТУРБИЗНЕСА
Глава пресс-службы РСТ Ирина Тюрина рассказала, что "Аэрофлот" до сих пор на турбизнес не ориентировался, хотя такие попытки у него были.
"Сейчас 95% загрузки бортов обеспечивается за счет онлайн-продаж, самостоятельных и бизнес-туристов. И надо учитывать, что, по данным финансовой группы "БрокерКредитСервис", за январь-май 2015 года на компании "Аэрофлота" приходилось около 45% пассажирооборота. А доли его конкурентов, по данным Росавиации, за пять месяцев нынешнего года только падали. Поглотив "Трансаэро", "Аэрофлот" получает еще примерно 20% рынка, даже если не сочтет нужным сохранить все объемы "новичка" в своей группе", — пояснила она.
Эксперты считают, что "Аэрофлот" не может себе позволить терять клиентов, поэтому будет вынужден пойти на щадящие условия для турбизнеса. "Все понимают, что если "Аэрофлот" поднимет цены, они могут оказаться неконкурентоспособны на просевшем рынке. И вообще, насколько адекватно эта авиакомпания сможет заменить "Трансаэро", которая первой создала специальные тарифы для операторов и вывела на российский рынок настоящий туристический продукт?", — отметила спикер.
Она привела слова одного из собеседников РСТ, предположившего, что турбизнес скоро станет свидетелем серьезной трансформации системы блок-чартеров, которая больше десяти лет определяла развитие массового туризма.
"Последние полтора года туристический рынок России вообще стремительно меняется, давление извне и изнутри нарастает, и что его ждет на очередном витке, никто сейчас спрогнозировать не может. В такой ситуации бессмысленно что-то планировать на наступающий сезон, самое время замедлить темп, тем более что недавние валютные скачки и так сильно затормозили продажи", — сослалась Тюрина на мнение специалистов.