С 1 по 5 июня 2012 года в ЦДХ в Москве в 14-й раз состоится Международный фестиваль музеев «Интермузей 2012». На этот раз главной его темой станет взаимодействие туристической и музейной отраслей – острая проблема, которая почти не решается уже много лет. В этом году «Интермузей» станет своего рода диалоговой площадкой для профессионалов, где будут обсуждаться такие темы, как музеи и культурный туризм, роль и функции музеев в туристическо-рекреационном кластере, сотрудничество музеев и турбизнеса в целях развития событийного туризма и т.п. Однако обеим сторонам ещё предстоит долгий путь к взаимовыгодному и плодотворному сотрудничеству: пока музеи страшно далеки от туроператоров...
«На сегодняшний день мы получили 195 заявок на участие в фестивале от музеев-экспонентов. Более того, на нашем форуме будет представлено более 30 музеев из ближних республик», - рассказала на пресс-конференции Галина Зайцева, исполнительный директор фестиваля музеев «Интермузей-2012». Владимир Толстой, президент Российского комитета Международного совета музеев, добавил, что к работе на фестивале привлечены эксперты из разных стран, например, из Германии, Голландии и Финляндии. «С 2011 года фестиваль стал международным. Культурное наследие России привлекает туристов со всего мира, что свидетельствует об активном развитии культурно-познавательного туризма», - отметил г-н Толстой. Тем не менее, для активного взаимодействия туристической и музейной сфер предстоит ещё многое предпринять.
«В 1991 году страны СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области туризма и создании единой туристической сети. Что-то уже сделано, но, к сожалению, единую туристическую систему создать так и не удалось, во многом в этом виноваты слабые информационные технологии 90-х годов», - рассказал Юрий Путрик, вице-президент Международной туристической академии. Эксперт особо отметил важность информационного обеспечения для взаимодействия музеев и турсферы. В настоящее время в России работает несколько туристических информационных центров, но их объединение с музеями пока не осуществлено. Более подробно эта проблема будет обсуждаться на круглом столе, который состоится 3 июня в рамках фестиваля.
Более того, необходимо образование музейно-туристических комплексов, об этом заявил Владимир Пересветов, эксперт по инвестиционным проектам. «Музейно-туристические комплексы – это территориальные образования, включающие в себя объекты культурного наследия и туристические инфраструктуры», - пояснил эксперт. Данные объекты планируется организовать как на освоенных территориях, таких, как Золотое кольцо, так и на новых, например, на Северном Кавказе. «Благодаря таким комплексам будет создан новый турпродукт, что привлечет дополнительные финансовые средства в музеи, а также положительно повлияет и на туристическую сферу», - заключил эксперт.
Однако российские туроператоры признаются, что на сегодняшний день музеи находятся не в лучшем состоянии, поэтому говорить об активном сотрудничестве музеев с турбизнесом пока невозможно. «Для того чтобы привозить иностранных туристов в наши музеи, их уровень должен быть не ниже европейского», - заявила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Татьяна Ванд, гендиректор компании «Ванд Интернешнл». Собеседник отметила, что сегодня приглашать туристов в музеи просто…стыдно! «Мой знакомый турист из Франции пожаловался, что в Эрмитаже не могут элементарно стереть пыль с экспонатов. Кроме того, давно пора установить на входе в музеи стеклянные кабинки, продавать билеты через автоматы и обучить персонал элементарным правилам этикета», - отметила эксперт. Также собеседник посетовала на то, что в Москве, например, найти музей бывает просто невозможно, поэтому необходимо установить в городе указатели на русском и английском языках, чтобы туристам было проще ориентироваться в пространстве. «Кроме того, должна быть разработана строгая система контроля, чтобы не повторилась ситуация с фондом Сороса, когда все колоссальные вложения фонда в возрождение культурного наследия малых городов России были, мягко говоря, спущены в трубу. Необходима поддержка на государственном уровне», - подвела итог г-жа Ванд.
Людмила Сысойкина, замдиректора компании «Солвекс-Трэвэл», отметила другую важную проблему на пути взаимодействия музеев и турбизнеса. «Парадоксально, но сейчас музеи становятся практически недоступными для представителей турсферы, ведь существует жесткий лимит на экскурсии с экскурсоводом, и они быстро распределяются по квотам, например, среди школ. Организовывать коммерческие программы довольно проблематично, особенно во время каникул, поэтому приходится искать обходные пути», - пояснила эксперт.