Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»: - В этом году выставка «Интурмаркет» пройдет уже в 12-й раз. Что вы бы назвали главными чертами, отличающими ее от всех предыдущих?
- Новостью этого сезона стало группирование регионов по брендам. Этот процесс начался еще пять лет назад с «Великой Волги», но только в этом году достиг таких масштабов. Впервые регионы смогли организовать единое экспозиционное пространство по подавляющему большинству брендовых маршрутов.
Помимо всем известных «Золотого кольца» и «Великого Волжского пути», у нас теперь есть «Арктическое кольцо», «Большой Урал», «Северный Кавказ», «Серебряное ожерелье России», «Великий чайный путь», «Восточное кольцо» и т.д.. Регионы очень комфортно себя ощущают, продвигаясь вместе с соседями. Это очень интересная тенденция.
- Год назад вы говорили о том, что регионы, к сожалению, не всегда имеют достаточный бюджет для продвижения туристского потенциала. Изменилась ли эта ситуация за год?
- Увы, стало только тяжелее. К сожалению, пока наши СМИ очень много рассказывают о том, что внутренний туризм в фаворе, на практике бюджеты регионов на продвижение туристского потенциала сокращаются на 25-50%. Видимо, власти считают, что люди поедут и так. Но регион должен действительно работать над своей привлекательностью, инвестировать в инфраструктуру – на одних словах не выедешь.
- Выставка «Интурмаркет» – основная и уже традиционная площадка для продвижения регионов России на федеральном уровне. На кого вы бы посоветовали особенно обратить внимание?
- Трудно выделить кого-то, чтоб не обделить при этом вниманием остальных. У нас ведь нет регионов-новичков, все уже принимают участие в выставке не в первый раз. Пожалуй, стоит отметить Алтайский край, вновь выступающий стратегическим партнером «Интурмаркета». Он продумал необычную программу, усилив интерактивную составляющую своего стенда. Каждый посетитель сможет совершить виртуальное путешествие по брендовым туристским маршрутам края, узнать информацию о крупнейших событийных мероприятиях и даже сфотографироваться на фоне природных достопримечательностей.
Интересно обещают подойти к своей презентации регионы Центрального Федерального округа. Они расписали между собой все дни выставки и готовят красивые интерактивные презентации на собственной сцене, которую соорудили в центре среди своих стендов. У нас впервые такой формат. Сама жду с нетерпением этих презентаций, потому что эти регионы всегда были незаслуженно забыты – «Золотое кольцо» звучит, а соседних с ним регионов как будто бы нет.
- На рынок в прошлом году вернулось такое важное направление, как Турция. Вот-вот откроют Египет. Как они будут представлены на выставке, какие задачи ставят перед собой в плане продвижения на российском рынке?
- Надо сказать, что Египет не уходил даже во время закрытия. На прошлогодней выставке у них был стенд - видимо, надеялись, что санкции будут сняты достаточно быстро. Турция вернулась, она понимает, что за этот рынок надо бороться, т.к. год потерян, а это очень много. Поэтому министерство туризма с нами взаимодействует, планируются и презентационные мероприятия, и большой стенд, они готовы сделать свою презентацию динамичной и запоминающейся.
- Какие задачи, на ваш взгляд, уже удалось решить «Интурмаркету» за годы своего существования? Что бы Вы назвали главными достижениями?
- Чем я действительно горжусь – это тем, как мы изменили само отношение к отдыху в нашей стране. В самом начале слова «будем отдыхать в России» звучали чуть ли не как оскорбление – мол, только неудачники отдыхают в России, все приличные люди едут за границу. Сейчас появились все предпосылки для того, чтобы об отдыхе в России можно было говорить с гордостью.
Я для себя начала это понимать лет семь назад, когда перестала ездить в отпуск за рубеж и начала отдыхать здесь, с удивлением обнаруживая, что это здорово, к тому же нет лишнего стресса для здоровья – мы не меняем климатические и часовые пояса. Кроме того, это вполне приемлемо по деньгам.
Сейчас мы не едем за рубеж не от безысходности или из-за санкций, а просто потому, что наконец-то появился повод гордиться своей страной.
- Какой совет вы могли бы дать турбизнесу России – как выигрывать конкурентную борьбу за туриста, когда снова открыты самые популярные курорты Турции, вот-вот может вернуться Египет?
- У нас две курортные линии – краснодарская и крымская, и развиваются они по различным сценариям. Хотя отсутствие конкуренции давало хорошие заделы в прошлом году обоим направлениям. Но, на мой взгляд, краснодарская линия этими преимуществами воспользовалась, сделала выводы, и у нее есть хорошее будущее. Местный турбизнес развернулся к туроператорам лицом, не отдавая предпочтение прямому клиенту, к тому же средства размещения готовы работать с ценой. Сразу после Олимпиады было головокружения от успеха – мол, поедут все равно, что ни предложи. Считалось, что в Сочи должен побывать каждый,и поэтому заполняемость будет полной при любой цене. В итоге в 2015 году это привело к провалу сезона. Но эта горькая таблетка была правильно воспринята, были сделаны верные выводы.
Про Крым пока этого не скажешь. Желание работать над собой, готовность взаимодействовать с турбизнесом пока не слишком заметны. Я очень надеюсь, что крымский турбизнес, который приедет к нам на выставку представлять себя, воспользуется возможностью повысить свою квалификацию. Выставка включает обширный комплекс обучающих семинаров по юридическим вопросам, ИТ-темам, особенностям классификации, взаимоотношениям с агентским рынком и т.д. Только у тех, кто не стоит на месте, есть будущее.
- Как вы оцените активность участников выставки в сравнении с прошлым годом? Можно ли по этому показателю судить о состоянии турбизнеса в стране?
- Несмотря на сокращение бюджетов, выставка осталась на прежнем уровне, стенды не сократились. Это можно считать шагом вперед, хотя это не рост, а лишь уровень прошлого года. Есть позитивный момент - администрации регионов стали объединяться со своим местным бизнесом. Это очень хороший знак – значит, компании видят отдачу от своего участия в выставке. Власть и бизнес на местах долго жили в отрыве друг от друга, приятно, что эта ситуация меняется.
- Что бы вы хотели сказать компания, которые будут участвовать в выставке?
- Хотела бы напомнить им, что наш конек – деловая программа, которая подковывает и обучает на все случаи жизни, охватывая все те отрасли, которые волнуют и туроператоров, и агентства. Хочу призвать участников выставки не ограничиваться только представлением себя на стендах. Используйте все возможности выставки для самообразования, развития. Мы отбираем лучших экспертов, предоставляя участникам возможность напрямую получить от них бесценные знания и обратную связь. Будьте активнее!
Что действительно отличает нас от всех выставок России – это атмосфера дружбы, поддержки, доброжелательного приятия друг друга. Наши участники не считают друг друга конкурентами, понимая, что мы делаем одно общее, хорошее и важное дело. Мы круг единомышленников. Бизнесом нужно заниматься с дружеской улыбкой, помогая друг другу.
До встречи в «Крокусе» 11-13 марта!