Ленинградская область собирается развивать водные туристические перевозки в регионе за счет средств инвесторов. Для этого областные власти подготовили список из 42 адресов, по которым могут появиться причалы для маломерных судов. По мнению перевозчиков, для иностранных туристов область не слишком интересна, а для развития яхтенного спорта в регионе недостаточно высокий уровень жизни. В конце прошлой недели областное правительство утвердило концепцию развития маломерного флота на территории Ленобласти до 2020 года. Согласно докладу Николая Янченко, председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (КТТИ), на территории региона располагается 1,8 тыс. озер, общая протяженность рек составляет около 50 тыс. км, а значительная часть площадей области располагается на побережье Финского залива. Эти факторы, в сочетании с "развитой сетью наземного транспорта", по мнению господина Янченко, являются предпосылками для туристско-экскурсионного и рекреационного направления развития маломерного флота в области.
Целями утвержденной концепции называются создание условий для развития в Ленинградской области пассажирских перевозок и туризма на маломерных судах, повышение эффективности использования прибрежных рекреационных территорий и уровня экологической безопасности, а также усовершенствование системы поиска и спасения людей на воде.
Наиболее перспективными территориями для размещения стоянок и причалов маломерного флота создателями концепции признаны побережья Невы на территории Всеволожского и Кировского районов, реки Вуокса, озера Суходольское в Приозерском районе и Ладожском озере, реки Волхов на территории Волховского и Киришского районов, реки Свирь в Лодейнопольском и Подпорожском районах, а также острова Финского залива в Выборгском районе. Всего, согласно концепции, на территории Ленинградской области может появиться 42 стоянки маломерных судов вместимостью до 400 единиц техники. Выбирая потенциальные места размещения объектов, составители документа руководствовались наличием водных подходов и мест безопасной стоянки судов, автомобильных и железнодорожных коммуникаций, расположением поблизости населенных пунктов с развитой инфраструктурой, наличием возможностей технического обслуживания судов, рекреационного значения территорий, а также памятных мест и объектов исторического значения.
На сегодняшний день в разных районах региона действует 163 стоянки маломерных судов, а число зарегистрированных маломерных судов составляет 61,4 тыс. единиц. Как поясняет Павел Постовалов, начальник отдела водного, железнодорожного и воздушного транспорта КТТИ, документ, принятый правительством региона, представляет собой свод адресов, по которым можно строить причалы для маломерных судов, согласованных всеми заинтересованными сторонами — областными и муниципальными властями, коммерческими перевозчиками и государственной инспекцией маломерных судов. "У частных инвесторов есть желание построить инфраструктуру, в бюджете на это денег нет. Поэтому сейчас со своей стороны мы предлагаем бизнесу те участки, на которых можно работать во всех отношениях: инвесторы могут выбирать, по каким адресам из представленных им выгоднее работать", — говорит господин Постовалов. По его словам, интерес к работе в Ленобласти проявляет не более пяти инвесторов, из которых чиновник назвал ООО "Конт" и ООО "Русский яхтинг".
Как рассказывает Павел Постовалов, в необозримом будущем Ленобласть рассмотрит вопрос организации регулярного водного сообщения в регионе. "Но на это нужны дотации, которым пока неоткуда взяться. Поэтому пока инвесторы будут развивать инфраструктуру и туристические маршруты", — рассказывает господин Постовалов.
Получить комментарий представителей "Конта" и "Русского яхтинга" на момент сдачи номера не удалось. Олег Зеленков, управляющий директор ООО "Водоходъ — Санкт-Петербург", положительно оценивает мысль о развитии яхтенного спорта и туристических перевозок в области, однако сомневается в том, что сейчас причалы будут востребованы. "Ленобласть готова отдать хорошие куски, но это не привлечет массового потребителя: в регионе пока не такой уровень жизни, чтобы жители активно пользовались яхтами. До того как хотя бы на каждого сотого жителя не будет своего судна и пока не вырастет интерес к Ленобласти со стороны иностранных туристов, использовать новые причалы в области будет некому", — считает господин Зеленков.
Андрей Набатов, директор ООО "Нева Тревел Компани", удивлен тем, что при разработке концепции областные власти не советовались с городской Ассоциацией владельцев пассажирских судов. "Зарабатывать на причальной инфраструктуре должен не перевозчик, а специализированные компании, потому что это другой бизнес. Причалы в Ленобласти будут невостребованными до тех пор, пока не появятся проработанные маршруты и реальные бизнес-проекты", — думает господин Набатов.