До 238 рейсов в разные страны мира может открыть новое авиасоглашение между Ираном и РФ

Сотрудничество между Ираном и Россией в области авиации дошло обсуждения "пятой свободы" - возможности планировать рейсы с посадками в любых третьих странах на маршруте. Фактически, это может открыть россиянам  новые авиамаршруты в закрытые для российских авиакомпаний страны.

Авиационные власти Ирана просят у российских коллег предоставить им возможность летать по "пятой свободе воздуха", то есть с посадкой в третьих странах по пути в свою. Если это случится, то российский туризм получит массу новых направлений, а билеты за рубеж могут подешеветь.

Согласно меморандуму о взаимопонимании между российскими и иранскими авиационными властями, Исламская республика оставляет за собой право попросить у российских коллег права на выполнение авиарейсов по пятой свободе воздуха – то есть «с заходом» в третьи страны для посадки/высадки коммерческих (это важно!) пассажиров на пути в свою страну.

Напомним, что при выполнении обычных транзитных рейсов пассажиров «на стороне» брать нельзя.

ЧТО ТАКОЕ ПЯТАЯ СВОБОДА ВОЗДУХА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Для России самый известный пример рейсов по пятой свободе воздуха – это открытый в 2017 году рейс Singapore Airlines по маршруту Сингапур – Москва – Стокгольм на Аirbus A350. Сейчас этот рейс, конечно, не выполняется.

    Классический пример использования пятой свободы – это рейс Emirates из Дубая в Окленд (Новая Зеландия) через Брисбен (Австралия). В обоих случаях важно, что билеты пассажир может купить на любой из сегментов пути.

Обычно такое право предоставляется «чужим» авиакомпаниям на малоиспользуемых маршрутах, поскольку принято считать, что привлечение перевозчика другой страны может негативно сказаться на коммерческой деятельности собственных авиакомпаний.

В российском же случае специалисты из мира туризма и авиации уже не раз и не два говорили, что по причине глобального кризиса международных авиаперевозок отечественной туриндустрии такая схема взаимодействия с авиакомпаниями третьих стран подошла бы как нельзя лучше.

С чем, впрочем, как сказал знакомый с ситуацией источник «Вестника АТОР», до сих пор не до конца согласны российские авиационные власти. При этом собеседник не исключил, что как раз для Ирана могут сделать исключение.

«Да, пятая свобода может негативно влиять на собственный авиарынок, но мы сейчас в такой ситуации, что авиарынка у нас нет», – говорит еще один опрошенный изданием эксперт, который предпочел остаться неназванным.

В самом меморандуме о взаимопонимании, опубликованном на сайте Росавиации, перспектива «пятой свободы» обозначена только рамочно, с пометкой, что детали стороны обсудят позже, после официального уведомления от иранской стороны.

«России нужно открывать пятую свободу воздуха не для Ирана и не только для него, а для всех дружественных нам стран, у кого авиафлот более молодой, и у кого есть авиационная составляющая гораздо более значимая, чем у Ирана», - уверен дирекотр туроператора Space Travel Артур Мурадян.

ЧТО ИРАНСКАЯ АВИАЦИЯ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ РОССИЙСКОМУ ТУРИСТУ

Иранская гражданская авиация – это институт с очень непростой и неоднозначной историей. И до введения антироссийских санкций страна была, пожалуй, мировым лидером по числу наложенных на нее ограничений.

Иран под санкциями уже более 40 лет. У авиации была небольшая «передышка» в прошлом десятилетии, но из более чем 200 самолетов, которые Иран успел заказать у Запада в период ослабления санкций, его авиакомпании получили только три машины Airbus и еще 13 французско-итальянских турбовинтовых самолетов ATR.

Самому Ирану также запрещено получать запчасти для техники, которая летает за рубеж, а некоторые аэропорты даже отказываются заправлять иранские самолеты, вынуждая их летать более дальними маршрутами для дозаправки. То есть «технически» дела у них сейчас не лучше, чем у нас.

В настоящее время двадцать три иранских авиакомпании эксплуатируют 156 собственных или арендованных самолетов общей емкостью 26 626 кресел. Это половина из имеющегося парка. Остальные самолеты простаивают из-за отсутствия комплектующих. Авиационные эксперты не ожидают, что  ситуация улучшится. Прогнозируемое выбытие флота – 8% в год.

НА ЧЕМ ЛЕТАЮТ ТУРИСТЫ ВНУТРИ ИРАНА И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛЫ

На внутренних маршрутах иранские перевозчики используют, мягко говоря, немолодые Fokker 100 и Boeing MD, которые в ближайшее время необходимо будет вывести из эксплуатации. На международных линиях летают воздушные суда поновее. Средний возраст иранских самолетов составляет сейчас 23 года.

Иран в свое время даже пытался купить наш Sukhoi Superjet SSJ100, но так как и в нем более 10% зарубежных комплектующих, эта сделка не состоялась.

Несмотря на все эти неурядицы, даже эксперты Вашингтонского университета политики Ближнего Востока отмечают довольно стабильные показатели безопасности у иранской авиации.

«Иранские авиакомпании не пострадали от серьезного ухудшения показателей безопасности из-за санкций. Фактически, число погибших в результате авиакатастроф в Иране за последние годы не выросло, а, наоборот, снизилось, что соответствует общемировым тенденциям», – отмечается в исследовании этой организации.

Кроме того, буквально около месяца назад президент Ирана Ибрахим Раиси (Ebrahim Raisi) заявил о необходимости создания собственного пассажирского самолета. Страна уже предпринимала несколько попыток сделать таковой, даже в партнерстве с предприятиями «Антонова». Но все прежние попытки потерпели крах в связи с недостатком финансирования программ.

КУДА МОГУТ СВОЗИТЬ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ ИРАНСКИЕ АВИАКОМПАНИИ

Что касается маршрутной сети иранских авиакомпаний, ее нельзя назвать бедной. Скорее ее часть просто не очень традиционна для российских туристов.

«У Ирана летная программа все-таки не столь жестко ограничена, как наша сейчас. Но их авиапарк на данный момент обладает преимущественно не новыми самолетами. А наши туристы выбирают в первую очередь ценой, и здесь этот фактор может стать определяющим», - говорит Артур Мурадян.

На сайте национального перевозчика Iran Air сейчас насчитывается 83 зарубежных направления, примерно половина из которых – европейские. Что, конечно, не значит, что по всем из них реально выполняются полеты. Эти линии активно эксплуатировались в период улучшения отношений с Западом, но потом часть из них была «временно закрыта» в период непосредственно перед пандемией коронавируса и во время нее.

Проверили на нескольких примерах. Сейчас, например, возможно забронировать билеты на прямые рейсы из Тегерана в Вену или Франкфурт. Время в пути порядка пяти часов. Правда, цены не радуют – стоимость билета в одну сторону составляет порядка 200-250 тыс. рублей. Но это неточно: курс иранской валюты нестабилен, а нулей в ценах столько, что все их по-разному сокращают.

И, конечно, иранские авиаперевозчики имеют широкий разлет по близлежащим регионам: городам Азербайджана, Ирака, Сирии, Пакистана и так далее. Заявлены рейсы в Маскат (Оман).

Отметим, что картина эта неполная: сайты локальных перевозчиков Ирана преимущественно либо не открываются из России, либо имеют сложный для восприятия интерфейс, либо работают с перебоями.

МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАНОМ МОГУТ ОТКРЫТЬ ДО 238 РЕЙСОВ В НЕДЕЛЮ

После подписания российско-иранского меморандума есть все шансы, что список направлений у иранских перевозчиков пополнится за счет российских городов.

Так, в документе указано, что Россия и Иран договорились о возможности выполнения 42 рейсов в неделю между Москвой и Тегераном (поровну между российскими и Иранскими перевозчиками). А также о выполнении 28 рейсов (по 14 с каждой стороны) между семью городами в России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Казань, Уфа, Сочи и один обсуждается) и семью городами Ирана (Тегеран, Исфахан, Мешхет, Ражд и три пункта, которые будут определены позднее).

То есть в итоге речь может идти о 238 еженедельных рейсах, а вовсе не о 35, как почему-то поспешили написать иранские СМИ и растиражировать российские телеграмм-каналы. Эту информацию, кстати, «Вестнику АТОР» подтвердили в Росавиации.

А 35 рейсов летает уже сейчас.

РОССИЙСКИЙ ТУРБИЗНЕС ЗАИНТЕРЕСОВАН В РАБОТЕ С ИРАНСКИМИ КОЛЛЕГАМИ

Российский туристический бизнес отреагировал на сообщения о российско-иранском партнерстве скорее позитивно. То же касается и перспектив в авиасообщении.

Проекты взаимного сотрудничества в сфере туризма и культурного обмена у России и Ирана существуют на рынке давно. В частности, российский бизнес уже прорабатывал с партнерами из Сирии и Ирана перспективы получения дополнительных преференций, в частности, на авиалиниях из регионов.

Нынешние планы эксперты также находят реалистичными. «Дополнительные рейсы из Ирана и открытие пятой свободы воздуха для иранских авиакомпаний положительно скажутся на развитии туризма в России», – говорит председатель НКО «Евразийский диалог» Юрий Тамразов. Организация недавно успешно запустила рейс из Сочи в Амман и Бейрут.

«Основная логика в том, что в условиях дефицита флота у российских перевозчиков передача рейсов по пятой свободе воздуха иранским перевозчикам расширит возможности для российских туристов», – говорит еще один собеседник «Вестника АТОР», предполагая, что рынку также не помешали бы совместные рейсы перевозчиков двух стран со взаимным выделением квоты.

Однако финальные выводы относительно того, как и где именно можно было бы использовать преференции для иранских авиакомпаний (если таковые по факту последуют, конечно), можно будет делать только после детальной проработки вопроса.

«Сейчас мы не знаем, на каких направлениях и, что важно, для каких типов самолетов может быть получена пятая свобода, поэтому оценивать реальные перспективы пока рано», – отмечает президент группы компаний «Спектрум» Евгения Конколь.

Причем нет оснований полагать, что решения сторон будут оперативными. Желающим работать с Ираном и иранским туристическим и авиационным бизнесом стоит набраться терпения. «С арабским, персидским бизнесом все очень не быстро. Люди очень неторопливые, но все реализуемо», – подвел итоги один из экспертов.

Ранее мы писали, что Россия и Иран договорились о сотрудничестве в области обслуживания самолетов и поставок запчастей, что также должно иметь положительное влияние на российский рынок. Кстати, статьи в СМИ со ссылкой на анонимные «источники, опровергающие обсуждения вопросов запчастей российской делегацией в Иране» многими опрошенными экспертами рынка были восприняты с улыбкой: «дымовую завесу» поставили не очень умело, считают они.

Фото (с) Яндекс.Карты

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Ноябрь 22, 2024 - 17:53

Нас опять пугают: из-за технических проблем перестали летать половина из импортных Airbus neo — 34 из 66 таких бортов, которые есть в наличие у российских авиакомпаний. О чем вообще речь и насколько это страшно для обычных авиапассажиров?

Что это за самолеты.

Сразу уточним для уже испугавшихся, что вдруг в России летать больше не на чем: речь не о всех «эйрбасах», как уже сообщили некоторые телеграм-каналы. А об определенных, самых новых, модификациях двух конкретных моделей среднемагистральных самолетов — А320neo и A321neo.

Чтобы было понятнее, у «Аэрофлота», например, как следует из данных на его сайте и портале Росавиации, насчитывается 93 А320 и А321 разных модификаций. Из них только 8 - именно Neo.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:12

25 ноября авиакомпания Etihad Airways объявит о масштабном расширении полетной программы – перевозчик добавит в маршрутную сеть еще 10 пунктов назначения.

 

Ноябрь 18, 2024 - 22:05

Впервые в истории празднования российского Нового года день рождения Деда Мороза прошел в небе – во время выполнения рейса «России» (Группа Аэрофлот) 18 ноября.

 

Ноябрь 18, 2024 - 20:58

Etihad Airways готовится к важному этапу в своей истории: авиакомпания включит в свою маршрутную сеть десять новых направлений.