На въезде в гостиницу у водителя моего такси спрашивают документы и права, записывают данные. Меня просят показать браслет на руке с эмблемой отеля. Если это не официальное такси, машину проверят на взрывчатку — глянут, не закреплено ли что-то на дне.
«При приёме на службу в гостиницу с иностранцами любой человек, уборщик или официант, подвергается тщательной проверке, — рассказывает мне Набиль Кама, один из менеджеров отеля „Арабеск Форт“. — У него выясняют все связи, состояние его семьи, он проходит интервью со службой безопасности. Я сменил работу, устроился в другой отель, мне заново устроили проверку, хотя я являюсь христианином. Без этого в Египте сейчас никак».
На выезде из Хургады стоят блокпосты с броневиками и пулемётами: полиция проверяет автомобили местных жителей. В аэропорту при посадке на рейс следует сразу несколько досмотров «через рамку», обыск ручной клади и личных вещей: туристы жалуются, что ощупывают даже волосы, отбирают сомнительные (на взгляд охраны) предметы, включая...тряпичных кукол. Однако теракты на курортах Египта не новость, случаются раз в несколько лет, нападения были и в Хургаде (на пляже ножом убили двух немецких туристок), и в Шарм-эш-Шейхе (гибель 224 граждан РФ при взрыве самолёта «Когалымавиа»). Плюс атака смертника на автобус в Табе и расстрел отдыхающих в Дахабе. После разрешения чартеров на курорты этой африканской страны обозреватель «АиФ» решил на месте выяснить, безопасно ли нашим отдыхающим лететь в Египет?
Как сообщили мне в МВД республики, российские власти добились тех же условий, каковые давно действуют в отношении Израиля. Например, под рейсы из России в Хургаде отдадут отдельный терминал (граждане других стран через него лететь не будут), а досмотром займутся сотрудники службы безопасности московского аэропорта «Шереметьево». Для «шереметьевцев» уже зарезервированы места в хургадинских гостиницах, и ребята готовы в любой момент приступить к работе. Еду и напитки для пассажиров привезут из России, ничего местного на борт не возьмут (по одной из версий, авиалайнер «Когалымавиа» взорвали бомбой, спрятанной в банке из-под газировки).
В общем-то, ничего нового: копируются надёжные методы израильских спецслужб, длительное время обслуживавших рейсы из Каира в Тель-Авив — ни одного инцидента с самолётами Израиля не произошло.
«Тут ещё плюс, что у власти в Египте находятся военные, — уверяет работник турагентства Махмуд аль-Джайеми. — Прежний президент Мубарак был совсем дряхлый, и при нём с охраной туристов творился реальный бардак. После демократии, длившейся один год с начала „арабской весны“ — тоже. Новый лидер ас-Сиси более жёсткий, поэтому приняты суровые меры, дабы не допустить терактов».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Генконсульство РФ в Хургаде (здание охраняют автоматчики с бронещитами) тоже считает — для безопасности отдыхающих в Египте за последнее время сделано очень многое, и египетская полиция отныне не зевает. Когда едешь по Хургаде, заметно: то и дело силовики досматривают машины. КПП спецслужб мобильны: их ставят неожиданно, в разных местах города. Сегодня на этой улице нет, а завтра внезапно есть.
Помимо сего, мухабаррат (как зовут местный «КГБ») реагирует на все сигналы, поступившие от жителей: если сотрудника гостиницы видели с подозрительными личностями, его тут же задерживают. Туризм — это египетская нефть, правительство не хочется вновь потерять миллиарды долларов, регулярно поступающих в казну от иностранцев на курортах. «Вот в аэропорту на каждом шагу видеокамеры, и ты шаг в сторону не сделаешь — местных досматривают с пристрастием, — объясняет хозяин турагентства в Хургаде Мухаммед Медини. — Я гида отправляю курортников встречать, он четыре обыска подряд проходит». Да и в некоторых отелях мне подтвердили — там обыскивают сотрудников дважды в день.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Лично я могу засвидетельствовать, что с безопасностью в Египте стало существенно лучше, а не как в 2015 году, когда уже после (!) теракта с «Когалымавиа» я спокойно прошёл в служебную зону аэропорта в Шарм-эш-Шейхе. Теперь это физически невозможно. В то же время, надо понимать, влияние исламских боевиков в Египте очень сильно. Подпольную террористическую войну здесь не смогли полностью задавить ни дедушка Мубарак, ни полный сил и здоровья ас-Сиси. Это и понятно, 30 миллионов египтян живут за чертой бедности — на 2 доллара (150 рублей) в день, а 6 миллионов — на 1 доллар (75 рублей) в день. В трущобы Каира иностранцу европейского вида заходить не рекомендуется — могут обругать, бросить камень, и даже ударить. Египетская беднота всегда останется поставщиком рекрутов вооружённым исламистам, а те постараются атаковать туристов: им важно оставить военный режим президента ас-Сиси без валюты. Уборщик или официант в отелях Хургады в среднем за месяц получает 1 000 египетских фунтов (4 700 российских рублей). «Вот и представь, какими глазами они смотрят на курортников, способных потратить эту сумму за час, — сообщил мне бывший работник пятизвёздочной гостиницы Мутасим. — Тут и злость сразу появляется, и бешенство».
Так безопасно ли сейчас ездить в Египет? Я повторюсь, система охраны туристов и предотвращения терактов серьёзно улучшилась: там переделали очень многое. И сами путешествия российских граждан (отдельный авиатерминал и работа сотрудников «Шереметьево» в Хургаде — крайне важная вещь), и тщательную проверку персонала в отелях, и «пояса» вокруг курортов в виде военных с броневиками и пулемётами. Может тут опять произойти теракт, как с самолётом «Когалымавиа»? Увы, я не ясновидец, прогноз дать не смогу. Отправиться ли в Египет — каждый пускай решает сам. Следует заметить, к Красному морю ведь едут не только граждане РФ — на пляжах полно и немцев, и итальянцев, и англичан. Понятное дело, что если бы в России отдых был организован получше, больше людей оставалось бы на наших курортах, но пока Крым и Сочи стоят бешеных денег, а Египет дёшев (хотя и со сложностями) — выбор очевиден. «Оставайтесь на пляже, ездите на экскурсии к древностям, купайтесь, — посоветовала мне владелица агентства по дайвингу в Хургаде. — С местной беднотой старайтесь не связываться, вам ни к чему их быт. Египет лучше всего употреблять под охраной полиции».
Автор и фото: Георгий Зотов / АиФ