На Руси колокола приравнивали к живым существам и даже давали имена. У каждой церкви был свой, хорошо узнаваемый голос. Сегодня его вновь обрел Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
Спустя 80 лет в его звонницу вернулся первый из одиннадцати существовавших колоколов – полиелейный, что в переводе с греческого означает – "многомилостивый". Все одиннадцать в середине XIX века отлили по чертежам Монферрана, но в 1931 году колокола были демонтированы. Новый 10-тонный колокол привезли из Воронежа. За процессом его установки наблюдали "Новости культуры". "Не повторить ошибок Монферрана" – эту фразу сегодня произносили, как заклинание. Историки хорошо помнят, чем закончился подъем полтора века назад. Звонница не выдержала нагрузку, колокол рухнул и расколся надвое. "Но Монферран чуть-чуть ошибся с колоколом. Он вешал больше 30 тонн, наш малыш весит всего 10 тонн. Звонницу укрепили", – говорит директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров.
Звонницу отреставрировали, 10 тонн она точно выдежит. Петербургские мастера готовят колокол к подъему. На высоте 43 метра установили мостки – траекторию выверяют до милимметра. Одна неточность – и стены Исаакиевского собора могут быть повреждены. Этот колокол – полиелейный – точная копия своего предшественника, который отливали еще в XIX веке из очень дорогих сплавов. Исторически на звоннице Исаакиевского собора было одиннадцать колоколов. Существует легенда, что отливали их из старых российских монет. Якобы из царской казны было выделено почти 70 тонн сибирских пятаков. Правда это или нет, сейчас сказать трудно. В воспоминаниях Ивана Стукалкина – мастера, который создал прежние колокола, таких сведений не осталось.
Полиелейный колокол в XIX веке звучал над Петербургом в дни великих и средних православных праздников. Но в 30-е годы прошлого века голос Исаакиевского собора исчез, как исчезали кресты и иконы. Теперь, глядя на кадры кинохроники, можно поверить тому, что колокола Исаакия переплавили на памятник Ленину. "Когда колокола были сняты, они все были отправлены на завод Ворошилова. И в середине ХХ века мастер этого завода пустил такую легенду, что из колоколов Исаакиевского собора был отлит памятник и установлен на одном из вокзалов Санкт-Петербурга", – рассказывает искусствовед Таисия Бартова-Грозовская. С первой попытки поднять колокол не удается. Монтажники пробуют еще раз. Звонница закрытая – внутрь 10-тонный гигант должен попасть через своды. Вторая попытка успешная. Теперь колокол нужно укрепить на высоте. И совсем скоро Петербург вновь услышит соборный голос над Исаакиевской площадью – спустя 80 беззвучных лет.