Как следует из отчетов Росстата, опубликованных на сайте Ростуризма, в 2014 г. Испания приняла всего на 3% меньше туристов из России, чем годом ранее. На предстоящее лето игроки направления ожидают более серьезный спад.
По словам президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, показатели раннего бронирования ниже прошлогодних примерно на 50%, но отставание будет сокращаться, так как в последние две-три недели заметно оживление продаж. Эксперт отмечает две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, спрос стимулируется ценами, которые становятся более привлекательными на фоне снижения курса евро и к рублю, и к доллару. С другой – сказывается «патриотический всплеск» в обществе, часть клиентуры стала с предубеждением относиться к поездкам в Евросоюз, в частности, в Испанию из-за антироссийской риторики европейских властей. По оценке Татьяны Чижовой, руководителя испанского отдела ANEX Tour, спад ранних продаж более ощутим в регионах, нежели в столице.
Эксперты отмечают, что испанские отельеры, ориентированные на работу с российским рынком, готовы предоставлять туроператорам значительные скидки – до 30%. В отличие от прошлых сезонов, многие не ограничивают их действие временными рамками и распространяют спецпредложения на все лето, лишь устанавливая квоту мест, продающихся по сниженным тарифам. Большую активность в этом смысле проявляют владельцы гостиниц в Коста Брава и Коста Дорада. «Доля российских туристов на этих курортах составляет от 5% до 10%, в то время как на всю Испанию из примерно 60 млн въездного потока на Россию приходится около 1 млн, то есть менее 2%», – поясняет Александр Буртин, коммерческий директор TEZ TOUR. По наблюдениям TUI Russia & CIS, в этом году заметно вырос спрос на Испанию со стороны туррынков Германии и Великобритании, что обеспечит отельерам неплохую загрузку. «Тем не менее мы ведем переговоры с гостиницами и ожидаем дополнительных скидок», – сообщила пресс-служба компании.
Из значимых игроков направления о более-менее ясных полетных планах пока есть информация от ANEX Tour и «Пегас Туристик». ANEX ставит рейсы в Барселону из двенадцати городов, включая Москву. Столичные вылеты будут осуществляться на бортах «Катэкавиа», а региональные – совместно с Coral Travel. Обсуждается возможность организовать и рейсы на Майорку. Гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная рассказала, что география вылетов в Испанию из регионов у туроператора будет сокращена, но незначительно, по объемам же полетная программа будет на 30 – 40% меньше прошлогодней. Детально авиарасписания участников рынка определятся по итогам весенних туристических выставок. «Не думаю, что кто-то из игроков будет неоправданно рисковать, беря на себя чрезмерные обязательства по загрузке лайнеров», – подводит итог Владимир Воробьев.