Италия: Выставка работ художника Раннего Возрождения Антонелло да Мессины (проводится по инициативе муниципалитета Милана). Из 35 разбросанных по миру картин на выставке в Милане собрано 19!
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА: В НЕДРАХ ЖИВОПИСИ
До 2 июня 2019
Милан, Королевский дворец (регион Ломбардия)
В Милане проходит выставка уникального художника эпохи Раннего Возрождения, Антонелло да Мессина (1430-1479), уроженца сицилийского города Мессина. Как нередко бывает с наследием великих мастеров, до потомков дошло совсем немного картин, однако каждая из них – настоящий шедевр. Они находятся в различных собраниях и музеях Италии, Великобритании и Америки; многие из них в результате неправильной реставрации навсегда утратили свой первоначальный облик, другим, напротив, посчастливилось дойти до нас в первозданном виде. Вернее, это нам посчастливилось. Эта выставка, открытая до 2 июня в Королевском дворце, - настоящий подарок от региона Сицилия и муниципалитета Милана.
В экспозицию вошло девятнадцать из тридцати пяти сохранившихся картин этого выдающегося мастера и новатора европейской живописи, это поистине его самая масштабная выставка за всю историю: Благовещение (ок. 1475), воплотившая в себе всю суть искусства да Мессины; утонченные образы святых Августина (1472-1473), Иеронима (1472-1473) и Григория (1470-1475) из Областной галереи Сицилии в Палермо, вероятно, бывшие частью полиптиха «Отцы церкви»; и знаменитый Портрет неизвестного (1465-1470), называемый также Неизвестный моряк, из Культурного фонда Мандралиска в Чефалу. Портрет, на котором изображен загадочно улыбающийся мужчина, некогда служил дверцей аптекарского шкафчика.
Еще один шедевр, предоставленный Лондонской национальной галереей, - Святой Иероним за работой (1474-1475), гармонично сочетает сюжеты классического искусства с приемами фламандской живописи; приписываемое да Мессина Распятие (ок.1460) из Национального музея Брукенталя в Сибиу, Румыния; Портрет молодого человека (1474) из Музей искусств Филадельфии; лиричная Мадонна с Младенцем (ок.1475) из Вашингтонской национальной галереи; Портрет молодого человека (1478) из Берлинского государственного музея.
Из фондов галереи Уффици в Милане выставлен триптих Мадонна с Младенцем, Иоанн Креститель и Святой Бенедикт; из павийской Пинакотеки Маласпина – портрет знатного юноши (Мужской портрет 1468-1470, долгое время считавшийся портретом самого художника); из галереи Альберони в Пьяченце – знаменитая картина Христос в терновом венце (Ecce Homo) (1473-76), из римской галереи Боргезе – Мужской портрет (1475-1476), из венецианского музея Коррер – поэтичная Пьета с тремя ангелами (1474-1476 circa), из Туринского музея древнего искусства – Портрет старика (Тривульцио да Милано?) (1476).
Завершает экспозицию, посвященную великому итальянскому мастеру, нежнейшая Maдоннa c Младенцем (1480) из Каррарской академии в Бергамо, написанная сыном Антонелло, Якобелло, на следующий год после кончины отца. Якобелло принадлежал к его живописной мастерской и взялся завершить все, что смерть помешала закончить его отцу.
Отдельный раздел посвящен судьбам росписи Алтарь Сан-Кассиано. Также можно увидеть специально отреставрированное по случаю выставки полотно Роберто Вентури Джованни Беллини узнает секреты масляной живописи, наблюдая за Антонелло (1870), повествующее о мифе, связанном с двумя художниками.
Увлекательная и по-настоящему уникальная выставка позволяет оценить тонкий психологический анализ чисто итальянских мужских и женских лиц, запечатленных великим художником, и техническое мастерство смешения красок, которое Антонелло позаимствовал у своих фламандских современников и переосмыслил, дополнив влияниями венецианской школы, в своей характерной манере, пропитанной средиземноморским духом и абсолютной красотой.
Фото artcontext.info