На сайте проблемного «Международного клуба путешествий» (ITC) 6 апреля все-таки появилось официальное уведомление о финансовых трудностях. По сути это памятка для клиентов, уже купивших турпакеты в этой компании. Им предлагается два варианта действий. Первый – поехать в тур, и если на месте отель предъявит счет, то оплатить его из собственных средств. А по возвращении – предъявить претензии в страховую компанию. Заметим, что этот вариант туроператор рекомендует, так как поездка уже запланирована. Второй вариант – не поехать и опять-таки, обратиться к страховщику. Интересно, что туроператор попытался избежать аналогий с «Капиталом» и «Лантой». Прежде всего, ITC абстрагировался от них фразой «…В отличие от некоторых случаев с неисполнением обязательств другими туроператорами, страховки ООО «Компания «Международный клуб путешествий» хватит на возмещение возможных требований всех туристов». И заодно попытался избежать столпотворения рассерженных клиентов и партнеров у своего офиса, как это происходило в свое время у дверей «Ланты», «Капитала»... «Не нужно приходить сейчас в офис туроператора и/или страховой компании – денег или документов туристы сейчас не получат, а выплата страхового возмещения и его размер не зависят от того, подаст ли турист заявления в страховую компания в числе первых или сделает это позже; кроме того, вполне возможно, что по договоренности со страховой компанией заявления туристов в страховую компанию будет принимать непосредственно туроператор, но об этом будет сообщено дополнительно», - сообщает туроператор. Из текста сообщения непонятно, как это будет происходить. Глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов предположил, что оператор таким образом старается погасить скандал. «Как я понял, речь идет о приглашении в офис ITC представителя «Мегарусс», уполномоченного регистрировать заявления на выплаты. Лишь бы были соблюдены все юридические формальности, чтобы от СК не было отказов в удовлетворении претензий», - рассуждает юрист.
На сайте ITC содержится информация, что туроператор ведет переговоры с СК «Мегарусс-Д» об оплате ею задолженностей перед отелями. А если так, это что-то новое в схеме возмещения убытков по страхованию гражданской ответственности ТО. Можно предположить, что страховщику выгоднее было бы оплатить только отели, чем несостоявшиеся туры. Но возможна ли подобная схема?
«Законом такая процедура не предусмотрена, – уверен начальник претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин. – Вместе с тем за время работы закона с 2007 года нам встречались несколько случаев нестандартных ходов со стороны страховщиков. Если вопрос не терпит отлагательства, а главное – позволяет сэкономить деньги, СК иногда может и пренебречь формальностями. Например, страховщик может оперативно вернуть деньги, заплаченные за туроператора по проблемному туру на счет агентства (хотя по закону обращается в страховую и требует возврата именно турист, а не агентство)».
Службе «БАНКО» стало известно, что, пока по неофициальной информации, ITC и «Мегарусс» договорились о следующем механизме компенсаций за туры, которые должны состояться до 31 мая. Клиентам будет предложено повторно оплатить размещение через другого туроператора и взять подтверждающие документы о невозможности исполнить обязательства у ITC. На этом основании страховщик произведет выплату на кредитную карту туриста.
Но встает вопрос: кому платить по фингарантиям за туры, которые не состоятся после 31 мая, когда у ITC закончится действие договора гражданской ответственности с «Мегарусс-Д» и вступит в силу договор с «Гута-страхование»? Казалось бы, ответ очевиден. «По вопросу выплаты компенсаций туристам не может быть разночтений, – уверен гендиректор фирмы «Система сервис» Владимир Вепренцев. – Обращаться с заявлением нужно в ту компанию, которая застраховала риски туриста. Если поездка должна была состояться в пределах срока действия договора с СК «Мегарусс», то заявления пишутся в «Мегарусс». Если же тур намечался после 31 мая, то туристы имеют право подать заявления только в «Гуту». Именно она принимала на себя обязательства по страхованию их рисков. Это очевидно. Ни при каких условиях вы не можете обратиться в первую компанию, невзирая на то, что уже сегодня известно, что туроператор ITC не сможет выполнить свои обязательства. Обращаться с заявлением в «Гуту» можно будет с момента вступления договора страхования гражданской ответственности в силу, то есть начиная с 1 июня. Но подтверждение от туроператора о его несостоятельности и невозможности выполнить обязательства желательно получить уже сегодня». Однако на поверку все выглядит не столь однозначно. Кстати, это уже не первый случай, когда выплаты по турам оказываются на «пересечении» двух договоров. Подобное, например, произошло ровно три года назад с фингарантиями Avatour.