Главным итогом 2019 года в турбизнесе стало то, что многострадальный туррынок обошелся без потрясений – не было ни громких банкротств, ни иных негативных событий. Внешний и внутренний турпотоки спокойно растут, несмотря на состояние российских кошельков, «впереди всех» спрос на Турцию, а также на туры по России. Такие итоги года представила на пресс-конференции в среду исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
«В 2019 году на туррынке не было ни одного серьезного потрясения. К концу года на всех направлениях и во всех видах туризма мы видим положительную динамику. Она везде разная, зависит от направления и вида отрасли. Но, тем не менее, очевидно, что прирост у нас везде», - оценила г-жа Ломидзе. При этом иностранная «катастрофа» - банкротство Thomas Cook на российских туристов не повлияло почти никак – старейший туроператор с Россией практически не работал, даже несмотря на аффилированные структуры. Однако ситуация продемонстрировала российским туроператорам, что «замедленная реакция на вызовы современного рынка» и консервативный подход чреваты последствиями.
Впрочем, пока в своих предпочтениях наши туристы, безусловно, консервативны. На первом месте по выездным турпотокам ожидаемо оказалась Турция, ставшая практически круглогодичным направлением для отдыха. «Безусловно, среди всех направлений лидирует Турция, которая к концу года примет порядка 6 млн российских туристов, причем большинство – через туроператоров. При этом пляжные туры продаются до ноября, хорошо загружаются чартеры в Стамбул, также страна востребована как новогоднее направление. В итоге Турция за счет прироста турпотока в зимний сезон нарастила свою долю на российском выездном рынке, прирост составил порядка 15%», - рассказала Майя Ломидзе.
Остальные зарубежные конкуренты от нее существенно отстают. На втором месте – Италия, с 1 млн российских туристов, плюс-минус столько же – у Испании и Таиланда. При этом по динамике роста первенство уверено берет Италия – причем как за счет организованных, так и за счет самостоятельных туристов.
Что касается Нового года, то к нему российские туристы подготовились оперативно: все дешевые варианты фактически уже разобраны. При этом средняя цена турпакетов стартует от 70-75 тыс. Однако в Турции можно отдохнуть дешевле – за 25-30 тыс. Средняя же цена объясняется значительным перевесом «пляжных» туров, цены на которые стартуют уже от 90 тыс. «Но всё равно, 80% туристов готовы выбрать пляжное направление», - заявляет Майя Ломидзе.
Еще один ожидаемый итог года – безусловный «прорыв» со стороны России, которую на данный момент активно продают все крупные туроператоры. По итогам 2019 года они отправят в Краснодарский край до 3.5 млн человек, в Крым – 1.5 млн.
«Поездок по России совершается больше фактически в два раза: за границу всего, включая страны СНГ, куда, как мы знаем, ездят далеко не только туристы, совершается 24 млн поездок в год. По России – более 50 млн», - отчиталась Майя Ломидзе. Россия вошла в топы продаж крупных туроператоров недавно, но уже уверенно занимает место в первой пятерке. В первую очередь продаются массовые направления – Краснодарский край и Крым. «Около 3-3.5 млн организованных туристов приехали в Краснодарский край, это примерно пятая часть от общего турпотока. В Крым – 1.2-1.5 млн туристов. Два-три года назад такой поток трудно было себе представить», - заявила глава АТОР. В целом за год на пляжных российских направлениях спрос вырос на 15-20%, на экскурсионных, в среднем на 5%.
«Россия также вошла в пятерку наиболее запрашиваемых направлений на Новый год: Сочи лидируют с горнолыжными курортами. Хотелось бы также отметить Кавминводы, которые тоже входят в десятку самых востребованных программ на новогодние праздники. По ним прирост составил около 10% на данный момент, продажи еще идут», - заявила Майя Ломидзе. При этом, по её словам, средняя стоимость туров по России и заграницу почти не отличается – те же 70-75 тыс. Однако разброс цен на внутреннем рынке – «колоссальный».
Что касается въезда, то количество иностранных туристов может прирасти к прошлому году на те же 20%. Это официальная статистика. «Скорее всего, она будет скорректирована к концу года, и прирост составит 18%», - отметила Майя Ломидзе. При этом лидером остается Китай, «поставивший» 1 млн 300 тыс. человек, но по динамике выигрывают боле «денежные» и менее «проблемные» Корея, Германия, Испания, Италия и Франция. Хиты продаж остались традиционными – Москва и Санкт-Петербург.
Фото: Турпром.ру