Изменившемуся рынку нужен новый закон. Еще раз про турпродукт и про НЕтурпродукт

Одна из серьезных проблем нашего законодательства - отсутствие четких формулировок при описании важнейших понятий.  И если с понятием «туристский продукт» в «Законе об основах туристской деятельности» (далее – Закон) все относительно ясно:

"туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;",

то, к одной из составляющих этого тупродукта, а именно – «перевозке» - есть принципиальный вопрос – «что это такое»?

В различных дискуссиях с коллегами, в Интернете возникали разные предположения, что перевозкой можно считать и перемещение из страны проживания в страну путешествия, и перемещения между различными странами, и даже перемещения из отеля в аэропорт.

Я специально использую общий термин «перемещение», хотя это, все-таки, разные вещи.

Так получается, что в главном законе о туризме в РФ ясности, что же такое «перевозка», нет. Но ответ находится в подзаконном акте под названием «Правила оказания экстренной помощи туристам» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2013 года, далее – Правила).

Обратите внимание, что эти Правила распространяются исключительно на туристский продукт, который, как я уже привела выдержку из «Закона о туристской деятельности», должен включать перевозку и размещение (общая цена пока здесь не имеет значения).

Итак, самое интересное и важное содержится в пункте 4 и подпунктах (а) и (в), в которых мы, наконец-то, узнаем, что подразумевается под понятием «перевозка», а что такое, все-таки «трансфер». Других источников нет. Если, кто знает, пожалуйста, подскажите!

«4. Оказание экстренной помощи включает в себя:

а) перевозку туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами по усмотрению объединения туроператоров (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом) (далее - перевозка);

в) доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);»

Мы предлагаем туристам отдых за рубежом. По закону это:

"туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;"

Заметьте, "в другую страну", т.е. речь идет только о первой стране прибытия из России. И, если стран в поездке больше, то это уже - из другой оперы.

В Законе не сказано, что является началом путешествия, хотя из определения «выездной туризм» можно предположить, что все-таки началом путешествия должна быть РФ, как страна постоянного проживания. 

Тут нам снова на помощь приходят Правила, где упоминается «место окончания путешествия». И мы догадываемся, что это должна быть страна постоянного проживания, т.е. РФ. По-другому, быть не может.

Рассмотрим интересный пример и попробуем ответить себе на вопрос, является ли приведенный тур турпродуктом:

1. Турист сам купил билеты из России в Аргентину.

2. У фирмы купил тур по Латинской Америке с началом в Буэнос-Айресе, с внутренними перелетами между столицами и последним пунктом путешествия Лимой.

3. Обратный перелет из Перу в Россию турист тоже купил сам.

Разве можно считать Аргентину – местом начала путешествия, а Перу – местом окончания путешествия? Это ведь не страны постоянного проживания туриста.
Билеты из России и в Россию турист купил сам.
Как хотите, ну не получается тут туристский продукт, определенный российским законодательством.

Такой турист не подпадает и под Правила экстренной помощи туристам. Вот будет, не дай бог, стихийное бедствие, то заботу на себя возьмет государство. А если обанкротится туроператор, продавший серединку этого путешествия (пункт 2, без перелета из России), то «Турпомощь» на помощь не придет.

Кстати, зачем тогда в нее платить?????

Опять же из вышеприведенных рассуждений не следует, что международные перелеты между странами, не связанные с Россией, можно считать перевозкой.

Снова обратимся к Правилам к пункту 4в,
«4. Оказание экстренной помощи включает в себя:

… в) доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);»

Первое, что приходит в голову – трансфер – это доставка туриста из отеля в аэропорт. А что, если в этот аэропорт нельзя попасть на машине, а туда надо лететь?

Например, турист отдыхает в отеле на Самуи, а пунктом начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (т.е., как мы выяснили, РФ) является Бангкок или Пхукет, потому что прямых рейсов с острова Самуи в Россию нет.
Выбор пункта начала такой перевозки (Бангкок или Пхукет) зависит от того, что «Турпомощь» посчитает оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами (Оказывается, затраты считаются только временные, и совсем не учитываются финансовые! Какое поле для самодеятельности и, так называемых, откатов!).
Таким образом, доставка туриста из отеля в аэропорт Самуи и внутренний авиаперелет Самуи-Бангкок согласно Правилам относятся к категории «трансфер». По-моему, именно так.
Кстати будет заметить, что у одного из крупных федеральных туроператоров все внутренние авиаперелеты находятся в разделах/файлах «Трансферы».

Конечно, «Туропомощь» будет оплачивать эту доставку-трансфер с Самуи, при одном условии, что у туриста заказана и перевозка, т.е. международный авиаперелет из России и в Россию.

Еще раз обращу внимание на то, что в статье 17.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" практически в каждом абзаце идет ссылка на договор о реализации туристского продукта.

Ну вот, пора и выводы делать и обращать внимание на важные моменты.

Если не включать в тур перевозку, т.е. перелет из России и в Россию, то мы имеем следующий результат: 

• Мы не формируем туристский продукт. 

 

• «Турпомощь» нашим туристам все равно не поможет. 
Да и помощь-то возникнет, если мы обанкротимся, но ведь как же это надо вести деятельность, чтобы до этого довести фирму! 

Сегодня от формирования турпродукта вынуждены отказываться даже крупные туроператоры. Лишние чартеры или блоки-мест уже мало кто рискует брать, тенденция покупки билетов туристами самостоятельно усиливается, поэтому туроператоры массового турпродукта начали предлагать наземное обслуживание активнее, чем раньше. 

Интересная история у нас получается:
Сначала федералы подвинули нас с местных чартеров и были озабочены своими программами. Но мы нашли свою нишу. А в нынешних условиях они пытаются и эту нишу занять. 

И снова повторю мысли, которые озвучила в одном из последних постов.

Действующий "Закон об основах туристской деятельности" и поправки к нему регулируют только часть организованного туристсткого рынка - пакетные туры.

Огромная масса туристов, которые не будут покупать готовые тупродукты, окажутся вне закона и не защищенными. Правда, суды будут применять нормы Закона о туризме. Но дело даже не в этом, а в том, что требуется новая классификация и определения участников рынка, разграничение их ответственности, и, главное, учет всех, а не только туроператоров.

Думаю, для государства было бы лучше, чтобы основной туристический поток, в том числе индивидуалов, шел через туристические фирмы, которые обеспечат и уплату налогов в РФ, и рабочие места.

В противном случае эта масса туристов будет самостоятельно организовывать свой отдых, полностью вывозить деньги за рубеж, а огромная армия сотрудников турфирм, в итоге, останется без работы или уйдет в "надомную" работу.

Однако, те, кто сейчас правит закон, либо все понимают в свою сторону, либо, вообще, ничего не понимают.  
Структурно рынок кардинально изменился со времен 1996, когда принимался первый закон, а тенденции после этой сложной зимы еще больше подчеркивают необходимость написания абсолютно нового закона.

www.sibtourport.ru/blogs/ольга-тимохина/16374

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?

 

Октябрь 19, 2024 - 12:55

По проблемам туризма принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных.