Министр внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари — о запуске поездов, закупках российской нефти и открытии границ.
Финляндия заинтересована в строительстве скоростной железной дороги между Хельсинки и Москвой — после запуска поездов по ней время в пути между столицами двух стран составит всего шесть часов. Также изучается возможность соединения этой ветки с подводным тоннелем в Таллин. Об этом в интервью «Известиям» заявил министр внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари. Между тем открытие границ и возобновление ж/д сообщения между государствами напрямую зависят от темпов вакцинации в обеих странах, уточнил министр. Также он заявил, что Финляндия намерена сократить импорт нефти и до 2035 года довести выбросы углерода до нуля — в стране растет число электромобилей и гибридных машин. Кроме того, политик рассказал о растущей роли Северного морского пути в качестве безопасной альтернативы для доставки грузов в Азию и Америку.
— В январе 2020 года во время вашего визита в Москву вы заявили, что Финляндия заинтересована в строительстве высокоскоростной железнодорожной линии Хельсинки–Москва в рамках продления существующей дороги от столицы РФ до Санкт-Петербурга. Есть ли подвижки в этом вопросе? Когда может быть запущена эта железнодорожная ветка?
— Я думаю, что все вопросы связанные с логистикой между Финляндией и Россией, очень важны, они прорабатываются. Я хочу поблагодарить российское руководство за то, что даже во время пандемии торговля между нашими странами не прекращалась, напротив, очень хорошо функционировала, что было выгодно для жителей обеих стран. Мы, конечно же, ждем, что пандемия закончится и мы снова начнем жить, как раньше. В Финляндии много желающих приехать в Россию и наоборот.
Министр внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари
Что касается железнодорожного сообщения, это действительно так. Я знаю, что в Москве во время моего последнего визита обсуждалось, что Россия разрабатывает план по запуску скоростного ж/д сообщения с Хельсинки, и это очень интересно для Финляндии. Я считаю, будет хорошо, если из Москвы можно будет добраться в Хельсинки всего за шесть часов. Нам нужно обсудить, какие возможности для этого есть у наших стран.
— Правильно ли я понимаю, никаких практических шагов не было?
— Нет, из-за пандемии у нас особо не было возможности проводить встречи. Но, конечно, это очень интересный план России. Я знаю, что разработка этого проекта ведется.
— Возможно ли, что железнодорожная ветка из Москвы в Хельсинки в будущем может соединиться с подводным туннелем из Хельсинки в Таллинн?
— Я считаю, что самое сложное направление, на котором мы сейчас работаем, — это сообщение между Финляндией и Россией и далее в направлении Китая через Казахстан. И мы можем продлить эту сеть дальше, в Норвегию, в направлении Северной Америки. Это отличная возможность для индустрии в обеих странах — быть хабом между Азией и Европой и далее.
Что касается этого проекта с тоннелем — да, есть некоторые планы соединить эти ветки, проводятся исследования и предварительные размышления. Но пока ничего не решено, потому что это нечто такое, где обе стороны должны соблюдать осторожность. Но в целом сейчас самое главное — мы возвращаемся к тому, чтобы у туристов снова появилась возможность путешествовать.
— Поезда «Аллегро» не курсируют между Хельсинки и Санкт-Петербургом, более года, граница между двумя странами по-прежнему закрыта для туристов…
— Конечно, важно, чтобы сообщение с Россией работало, и я хороший тому пример: я сам родом из города Лахти, я могу на поезде «Аллегро» за 2 часа 45 минут добраться до Санкт-Петербурга по прямой. Это очень быстро и удобно для всех сторон. Так что, конечно, это оказывает эффект, когда ты не можешь съездить из Финляндии в Россию, из Хельсинки в Санкт-Петербург. Но, к счастью, у нас остается авиасообщение из Хельсинки в Пулково. Самолетов на этом направлении становится всё больше, они летают полными, и это хороший знак. Я вижу много бизнесменов из Финляндии, летящих в Россию, то же самое наоборот. Так что, я думаю, что мы возвращаемся. Как только пандемия позволит, будут и поезда «Аллегро». Я очень этого жду, как и все в Финляндии. Думаю, и в России многие ждут возможности съездить в Финляндию в отпуск или по делам бизнеса.
— С экономической точки зрения, отсутствие туристов сильно ударило по Финляндии?
— Да, это проблема. Туризм важен для Финляндии, в особенности для восточной части страны и Лапландии. Эта отрасль стала важным источником получения дохода, сейчас закрыто много магазинов, к сожалению, много безработных. Правительство предоставляет субсидии компаниям и людям, чтобы они смогли пережить пандемию. Но это довольно сложная задача, оказывать эту помощь достаточно быстро. Но еще раз — это общий для всех вызов, мы очень ждем, когда пандемия закончится и мы сможем снова выйти на полную мощность.
— Когда может возобновиться железнодорожное сообщение между Финляндией и Россией?
— Я не могу предоставить вам какие-либо конкретные даты, но давайте надеяться, что очень скоро, как только пандемия позволит.
— Это случится в нынешнем году?
— Я надеюсь, что это будет скоро. Мы действительно должны исходить из того, как будет развиваться пандемия. Мы ждем, что сейчас, когда число вакцинированных растет в обеих странах — и в Финляндии, и в России, — мы сможем в скором времени предоставить возможность безопасно путешествовать.
— По данным Reuters, в I квартале 2021 года Финляндия сократила импорт нефти из России на четверть в годовом выражении, до 2,1 млн т. В апреле закупки упали до 0,4 млн т с 1,1 млн тонн в том же месяце 2020 года. Reuters предполагает, что снижение закупок связано с переходом Финляндии к «зеленой экономике». Так ли это?
— У Финляндии есть амбициозные планы, связанные с противостоянием изменению климата. Мы хотим сократить выбросы углерода до нуля к 2035 году. В работе над этим участвуют и правительство, и компании. Факт в том, что мы всё больше используем биотопливо, мы вводим правила, которые помогают нам перейти на биотопливо. Наши компании — лидеры в этом. Растет спрос на электромобили, на гибридные двигатели. Так что, если вы прибудете в Хельсинки, прибудете в Лахти, вы увидите много гибридов, много электрокаров.
Я думаю, Финляндия хороший образец того, как осуществляется переходный период. Помните первые мобильные телефоны? GSM-телефоны. Помните, какими они были? Помните, как дорого было кому-то позвонить? Но если вы посмотрите на автомобильный рынок, то увидите, что изменения происходят там так же быстро, рынок меняется, как и сама индустрия. Мы видим, что всё больше автопроизводителей выводят на рынок новые гибридные модели, а также электрокары. В Финляндии развивается индустрия батарей и аккумуляторов и в техническом плане, и по программному обеспечению. С точки зрения логистики это видно по тому, как меняются объемы закупок топлива и газа. Я верю, что через 10–20 лет мир будет другим и наша страна будет другой в том, что касается транспорта.
— Так намерена ли Финляндия в ближайшем будущем окончательно отказаться от импорта нефти из России?
— Если вы посмотрите на энергетическое портфолио Финляндии, то поймете, что мы достигли определенного баланса в энергетике. Мы активно развиваем возобновляемые источники энергии, у нас также много биомассы, лесов, как и у России, и у нас также есть атомная энергетика. Но если мы посмотрим на долю нефти и газа, то увидим: с каждым годом доля этих ресурсов в энергетическом портфеле сокращается, в том числе и в сфере отопления. Так что мы движемся к миру, свободному от топлива, это факт. И с нынешними технологиями мы можем это осуществить.
Я думаю, что мы должны зарабатывать на этом деньги, и при этом мне очень приятно смотреть на то, как традиционные нефтегазовые компании присоединяются к этому тренду.
— Финляндия имеет крупнейший в Скандинавии терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ). Как страна оценивает перспективы использования Северного морского пути для доставки СПГ на азиатский рынок? Как этот маршрут отвечает интересам Хельсинки в Арктике?
— Это правда, что существуют различные транспортные альтернативы. Северный морской путь — одна из них, недавние трудности на Суэцком канале показали миру, что мы должны предложить перевозчикам безопасную, а главное, быструю альтернативу. Но это довольно сложная задача, для этого нам необходимо международное сотрудничество. Нам нужны налаженные связи на международном уровне, и, конечно, нам нужно наладить логистику.
Я вижу Финляндию как одного из главных поставщиков новейших технологий и информационных решений, новейших автономных судов. Наша страна успешна во многих из этих направлений. И я очень рад, что у нас по всему миру множество партнеров, с которыми мы можем обсуждать эти вопросы, включая Россию.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков