Качество в туристском секторе экономики обсудили участники круглого стола на Неделе импортозамещения в туризме, которая завершила свою работу 30 января в ВК Ленэкспо.
И.о. начальника отдела туристской инфраструктуры Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Елена Мартынова подчеркнула прямое влияние составляющей качества на то, чтобы туристы, посетив город однажды, хотели возвращаться сюда вновь и вновь. Генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Анна Четвергова привела экспертную оценку, что из 6,5 млн. человек, посетивших город в 2015 году, только 100 тыс. приехали на деловые мероприятия. «Если мы посмотрим на Стокгольм, то у них из сопоставимого объема туристов, порядка 6 млн., 45% занимают деловые туристы. Нам есть куда стремиться», - сказала она. К трем основным принципам развития делового туризма Анна Четвергова отнесла качество организации мероприятий, качество контента на мероприятиях и качество персонала. Последний пункт, возможно, является самым важным: ведь именно специалисты обеспечивают проведение и информационное наполнение событий. «Перед городом стоит задача войти в топ рейтинга ведущих конгрессных городов мира, на этом пути нам придется конкурировать с опытными зарубежными дестинациями, это значит, что мы должны обеспечить высокий уровень обслуживания делового туриста», - задала вектор разговора генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро.
Подготовка грамотных менеджеров в туризме – общая задача вузов и работодателей. Член правления Cronwell Hotels & Resorts, генеральный директор Cronwell Management Алексей Мусакин дал неутешительную оценку уровню умений выпускников: «30% сотрудников закончили профильные вузы и имеют гостиничные дипломы, остальные 70% имеют совершенно другое образование, и разницы между их подготовкой нет никакой». Со своим видением проблемы выступила руководитель программы Менеджмент в туризме БМА из Риги Марина Гунаре: «Очень часто рынок сам не до конца понимает, чего он хочет от наших студентов. Он предъявляет такие требования, которые мы, как образовательные учреждения, не в состоянии выполнить без участия отраслевых специалистов. Получается, что мы должны работать в тесной связке с профессионалами туристического рынка».
Практика сотрудничества отраслевых специалистов с образовательными учреждениями используется во всем мире. В Швейцарии, например, запрещено преподавать гостиничный бизнес лектору, который не имеет практического опыта 3-5 лет. Не менее важный вопрос – производственная практика. Алексей Мусакин поделился своей идеей сделать из отеля Инжэкон учебную гостиницу: «В России нет ни одной учебной гостиницы, тогда как в Латвии целых две». Присутствовавшая на круглом столе проректор по качеству СПбГЭУ Елена Горбашко пообещала рассмотреть данное предложение.
Профессор Елена Горбашко также привела передовой опыт Великобритании в вопросе подготовке кадров. Там государственная Комиссия по вопросам занятости и умений обеспечивает стратегическое руководство в данной области, а Альянс отраслевых экспертов определяет знания и умения, востребованные в экономике. «Формирование институциональных структур с равноправным участием работодателем и других заинтересованных сторон – это наиболее приемлемый вариант. В туризме нужно создавать экспертный отраслевой совет, это очень действенная структура», - подытожила Елена Горбашко.
«Отраслевой совет должен включать представителей отрасли, образования, государственного сектора. Мы должны совместно составить рамку квалификаций и профессиональные стандарты», - продолжила мысль коллеги зам. зав. кафедрой Экономики и управления качеством СПбГЭУ Елена Васильева. Предложения по рамке квалификаций, описывающей уровни квалификаций специалистов, и профессиональным стандартам она готова представить по итогам исследования “Erasmus +” EURDIQ 2015-2018. Проектная группа объединяет 16 партнеров из России, Великобритании, Германии, Латвии и других стран. Специалисты исследуют профессиональные стандарты, принятые в нашей стране, ЕС и Киргизии, и определят, каким образом их необходимо адаптировать под сегодняшние реалии в туризме. «Нельзя заниматься туризмом, если вы не в международном пространстве. Наши выпускники будут принимать международных туристов», - объяснила Елена Васильева. На финальной стадии проекта в 2018 году она и ее коллеги по проекту рассчитывают принять и внедрить профессиональные стандарты нового образца.