Как дают чаевые в Греции

В Греции для обозначения слова "чаевые" используется французское слово «Пурбуар»(Pourboire). В среднем здесь "на чай" дают в пределах 10-20%, в особых случаях до 40-50%. Но это бывает крайне редко. Кстати в одном я согласен с вышеприведенным отчетом, это то, что реже и меньше всего дают чаевых именно англичане.  

Как давать чаевые? 

В Греции не принято оставлять чаевые едва ли не всем из числа обслуживающего персонала: официантам, барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям, таксистам, гидам, работникам туалетов. На Востоке, например, в Египте, служащие не считают зазорным просить для себя чаевые-«бакшиш», между тем как на в Греции это и в страшном сне не приснится. 

В ресторанах Греции приняты следующие правила оставления чаевых. Обычно официант приносит счет на тарелочке или в книжечке. Его следует внимательно просмотреть. Если внизу вы увидите графу “Υπηρεσία” (Service), и цифры значит, плата за обслуживание уже включена в счет. В этом случае стоит оставить на столе минимальные чаевые – несколько монет со сдачи.  Кстати общая сумма по гречески обозначается знакомым многим символом Σ или словом ΣΥΝΟΛΟ.

Если такой графы нет – значит, стоит оставить "на чай" 10-20% от суммы, указанной в счете – конечно же, если вы остались довольны обслуживанием. Это происходит так же, как и в России: вы расплачиваетесь, положив деньги на тарелочку, официант уносит ее и возвращает со сдачей либо пустую (если вы оплатили счет без сдачи). Вы кладете на тарелочку сумму, которую желаете оставить в качестве чаевых, благодарите за вкусную еду, прощаетесь и уходите.  

Что делать, если вы не слишком довольны обслуживанием? Считается, что в этом случае тоже стоит оставить чаевые, но не 10% от счета, а несколько мелких монет, показав тем самым, что правила вы знаете, но сервисом остались не удовлетворены.

В барах ситуация несколько иная. Цены здесь (если вы заказываете у стойки) никогда не включают стоимости обслуживания. Оставлять крупные чаевые бармену во многих странах не принято. Хотя можно и оставить до 10% от суммы заказа, а можно ограничиться и мелочью со сдачи.  

В отеле принято давать чаевые практически всем: горничным, официантам, носильщикам и другим. Владельцы гостиниц традиционно платят обслуживающему персоналу очень мало, так как считают: основную часть сотрудники должны добирать чаевыми, это мотивирует их к улучшению сервиса. Поэтому, если хотите получить действительно качественный сервис – оставляйте «на чай» в отелях. В номерах некоторых высококлассных гостиниц есть даже конверты для чаевых (они обычно хранятся в папках, где лежит фирменная бумага и буклеты).

Швейцар. Швейцар приветствует вас каждый раз, когда вы входите на территорию отеля. Обычно именно он помогает вам выгрузить ваш багаж из транспорта. Зачастую он также вызывает вам такси. Обычный размер чаевых: 2 евро за вызов такси и 1 евро за помощь с багажом. 

Камердинер. Эти служащие паркуют ваш транспорт. Могут помочь вам с багажом, или помочь в погрузке вещей в машину. Вы также можете обратиться к ним с какими-либо особыми просьбами: например, если вы знаете, что машина понадобиться вам вскоре после парковки мы можете попросить служащего поставить ее поближе, так чтобы ее легко был достать к моменту вашего возвращения. Обычный размер чаевых 2 евро за каждую парковку машины и 1 евро за помощь с багажом. 

Портье. Основной задачей портье является забота о вашем багаже. Он позаботится о нем в том случае, если вы прибыли раньше, чем ваш номер успели подготовить, или же в том случае, если вы должны освободить номер до того, как вы покинете территорию отеля. Он забирает ваши сумки с момента вашего приезда, ждет пока вы регистрируетесь в отеле и препровождает вас в номер. Портье проверит номер прежде, чем вы туда войдете, объяснит что и где находится (где включается свет, как пользоваться устройствами с дистанционным управлением, как работают телефоны), удостоверится, что вы довольны, удовлетворит ваши дополнительные нужды такие как, например, лед или лишняя подушка. Кроме того, он осуществляет доставки в номер во время вашего пребывания в отеле. Никогда не удивлялись, каким почти магическим образом на столике появляется коробочка? Скорее всего, ее принес портье. Обычный размер чаевых от 1 до 2 евро за сумку или 5 евро за хранение багажа и доставку его в комнату + по доллару за сумку, от 1 до 2 евро за доставку в номер, дополнительные чаевые за великолепный обзор возможностей отдыха в отеле. 

Персонал по обслуживанию номеров. Это люди, которые доставляют ваш заказ из кухни в вашу комнату, накрывают стол. В отелях обычно добавляют «доплату за услуги» в счет, так что прежде чем оставить чаевые - посмотрите свой счет. Некоторые люди предпочитают давать 2-3 евро сверх того, поскольку кто знает, осведомлен ли служащий об этих доплатах. Обычный размер чаевых: 15 % или по меньшей мере 2 евро, если вознаграждение за услуги не включено в счет, если включено – по вашему усмотрению. 

Горничные. Большинство людей не дают на чай горничным, если они останавливаются в отеле на 1-2 дня на общих условиях. Вы ожидаете видеть свой номер чистым, со свежими полотенцами, что соответственно будет включено в счет. Если же вы остаетесь на более длительный срок – вам могут понадобится дополнительные услуги. Горничная может привести в порядок ваши личные вещи, она также может принести вам кофе или подушку. В некоторых отелях комнаты убираются по нескольку раз в день, а некоторые номера особенно в отелях высшего класса сложны в плане уборки, т.е вам возможно придется доплачивать в любом из этих случаев. Обычный размер чаевых от 2 евро за ночь, или больше, если, уезжая, вы оставляете комнату в страшном беспорядке, 2 евро за доставку чего-либо в номер. 

Если вручить чаевые лично не получилось, оставьте их на кровати или на столике - прижмите купюру стаканом, так она поймет, что деньги предназначены ей. Во многих гостиницах в номерах оставляют специальные конверты или чаши для чаевых.

Консьерж. Эти люди заботятся буквально обо все, что вам может понадобится: заказ столика на обед, бронирование туров, транспорт, выгул собак – этот список бесконечен. Обычный размер чаевых 5 евро и выше в зависимости от поручения, 10 % от стоимости билетов, которые было трудно достать. 

Давать ли чаевые гидам – сложный вопрос. Экскурсоводов ведь не отнесешь к малоквалифицированному обслуживающему персоналу. Но практика показывает, что обычно гиды охотно принимают не только устные, но и денежные благодарности. Небольшую сумму, которую вы собираетесь вручить лично гиду, лучше положить в конверт или в крайнем случае в свернутый лист бумаги. Обычно в экскурсионных автобусах рядом с водительским креслом находится так называемый «tip box» - ящик, корзинка или тарелка, куда можно положить чаевые после экскурсии, гид и водитель разделят их поровну. 

Принято оставлять чаевые и шоферам экскурсионных автобусов. Для этого во некоторых автобусах есть вполне определенное место: где-то вблизи водительского кресла прикручена корзинка, так называемый “tip box”.

Что касается вручения чаевых другим представителям обслуживающего персонала, то, например, носильщику, подносящему чемодан, можно сунуть монетку прямо в руку. Горничной, с которой за все время пребывания в отеле вы можете так и не встретиться, следует оставлять деньги в номере. Но не кладите их просто на стол: добросовестная горничная их не тронет, так как не понятно, чаевые это или просто забытая сдача. Наилучший вариант – положить деньги на постель. 

Если же вы из принципа не будете вознаграждать персонал, то рискуете часами дожидаться заказанной минералки или терпеть отсутствие полотенца в ванной почти до вечера. Во время одного престижного морского круиза была забавная история, когда персонал бойкотировал группу прижимистых туристов из Германии. Конечно, им оказывали все положенные услуги, однако так неспешно и неулыбчиво, что раздосадованные немцы даже написали жалобу капитану лайнера. Впрочем, выволочка, устроенная обслуге, не сильно исправила положение. 

Иная ситуация на пляжах. Знающие люди однозначно не советуют расставаться с дополнительной суммой там, где лежаки и зонтики выдаются за плату. На частных пляжах так же можно не оставлять деньги боям, притаскивающим матрацы и полотенца, — но тут уже решение за вами: если дадите, никто не откажется. Зато когда лежаки в дефиците (такое часто бывает в разгар сезона в больших отелях), а за тот же евро Вы обеспечите себе «бронь» места под солнцем.

Кому ещё дают чаевые:   

  • гардеробщик (по евро за каждую вещь - и можете быть за нее спокойны. Это обычная практика за границей, которая у нас, увы, ограничивается надписью «Гардероб ответственности не несет»); 
  • носильщик на вокзале; 
  • таксистам, вам предъявляют кассовый чек - округлите сумму, это и будут чаевые; 
  • проводник в поезде (достал вам штопор, иголку с ниткой, плед для вашей собачки, договорился о доставке из вагона-ресторана... Кстати, чай и кофе в фирменных поездах входят в стоимость билета, так что, если проводник вам их продал, свои чаевые он уже получил.); 
  • диджей, музыканты; 
  • танцовщица; 
  • крупье (по 1-2 жетона за каждый выигрыш); 
  • а также любой сотрудник службы сервиса (стилист, массажист, косметолог...), который проявил к вам должное участие и помог в трудной ситуации.  

Зачем давать чаевые? 

Зачем же, собственно, оставлять чаевые? Да затем, чтобы получать качественный сервис. Эти затраты вполне окупаются.  

Горничная, получающая от вас каждый день 0.5-1 евро (или 5-7 евро за неделю) в большинстве случаев с удвоенным рвением будет убирать номер и чаще менять постельное белье и полотенца. В этом случае вы можете быть уверены, что она придет для уборки не после обеда, когда вы прилегли отдохнуть и повесили на дверь табличку «Do not disturb», а в ваше отсутствие. А если дело происходит в жарких странах - то еще и положит на постель красивый свежий цветок. 

Официант в ресторане отеля сразу же примчится к вашему столу с широченной улыбкой и кувшинчиком вашего любимого напитка. И чайную ложку принесет до, а не после того, как уже попьете чай. 

 

Портье будет выдавать ключ от номера сразу, а не делать вид в течение пяти минут, что занят чрезвычайно важными делами. В уличном кафе, где вы пару раз оставили неплохие чаевые, вас встретят как родного и немедленно вспомнят, какое же блюдо вам так понравилось в прошлый раз. На пляже, где в разгар сезона нередко бывает «напряженка» с лежаками и полотенцами, служитель придержит для вас хороший шезлонг. И так далее. 

В общем, вы будете окружены вниманием тех, кто собственно и создает сервис. А ведь именно качественное обслуживание – залог хорошего настроения на отдыхе.  При этом ожидать в Греции от обслуги мелких  гадостей как это описывают путешественники например в США, вам опасаться не  стоит.

В завершении для особо любопытных – «как распределяют чаевые».

Методик распределения существует несколько и зависит от того, есть ли в «заведении» обслуживающий персонал, или все работы выполняют хозяева. В этом случае естественно все деньги идут в семью.
Рассмотрим ситуацию когда работают официант или другой наёмный персонал:

  1. Официант получает чаевые и всю сумму оставляет себе.  Встречается, но не очень часто.
  2. Официант получает чаевые и складывает в «общий котел», откуда платят всем работающим в т.ч. поварам и уборщикам. За редким исключением наиболее распространённая версия. Исключения бывают, когда деньги распределяют только между официантами.
  3. Официант получает чаевые и определенную часть отдает хозяину, остальные либо кладет в карман, либо распределяет в общий котел.
  4. Работники отелей работают по той же методике, более того, в некоторых отелях методика распределения чаевых записывается при составлении трудового договора.
  5. Таксисты никому ничего не отдают. Но у них столько дополнительных затрат, что нечего этому удивляться
  6. Гиды чаще всего делятся с водителями и практически никогда с руководством.

Кстати чаевые в Греции, налогом не облагаются только по той причине, что их никто не декларирует. :-)

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Ноябрь 18, 2024 - 09:42

Власти ищут способ сохранить интерес к инвестициям в условиях высокой ключевой. Сейчас бизнесу выгоднее не вкладывать деньги в развитие, а держать их на вкладах под высокий процент.

 

Ноябрь 16, 2024 - 19:02

Малый и средний бизнес из отрасли туризма и гостеприимства за девять месяцев 2024 года привлек при помощи поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС) свыше 30 млрд рублей.

 

Ноябрь 16, 2024 - 18:46

Сегодня платежные системы стали не просто финансовым инструментом, но и политическим щитом. Китай, Россия, Иран и другие страны создают свои НПС, стремясь к независимости и защите от внешних рисков в экономике.

 

Ноябрь 11, 2024 - 21:49

Российскую платежную систему "Мир" официально подключили к иранской Shetab, теперь граждане исламской республики смогут снимать средства со своих карт в российских банкоматах в рублях, сообщило иранское информационное агентство Tasnim.