Пятизначный штраф за хулиганство в самолете — Госдума может ужесточить наказание для дебоширов. Подобный законопроект одобрили депутаты на прошлой неделе. Если его примут, то взыскания за инциденты на борту самолета или в поезде вырастут в 50 раз. И за брань или приставание к пассажирам нужно будет отдать несколько тысяч рублей. За что еще будут платить дебоширы? И как их наказывают сейчас?
Подробности — в материале Александра Ляпина и Глеба Силко.
Сейчас штраф за хулиганство в общественном транспорте небольшой — 1 тыс. руб. Если законопроект будет принят, он существенно вырастет — до 50 тыс., а это уже немалая сумма. В Кодексе об административных правонарушениях, который и предложило дополнить правительство, ей сложно найти аналоги. Но аналитики говорят, что даже такие деньги несопоставимы с ущербом, который дебоширы наносят перевозчикам. По словам главного эксперта Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федора Борисова, высокие штрафы за хулиганство в транспорте есть и за рубежом, и там они оказались очень эффективны.
«Последствия совершенного деяния бывают существенно больше, потому что люди могут опоздать на стыковку — авиакомпания несет очень большие издержки. Сам по себе штраф и его повышение все равно не добивают до того ущерба, который могут нанести дебоширы», — считает Борисов.
В законопроекте речь идет о «мелком хулиганстве, совершенном на любом транспорте общего пользования». Член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков видит в формулировке серьезную проблему. Он считает, что оплачивать большие штрафы придется и тем, чье нарушение несопоставимо с наказанием. Янков указывает, что с пятизначным штрафом могут столкнуться даже не совсем вежливые клиенты такси: «Состав “мелкое хулиганство” объединяет разные виды правонарушений. Ответственность может быть на транспорте немного выше, но это касается всех правонарушений, которые связаны с безопасностью работ. Как нецензурная брань связана с безопасностью работы транспорта? Такой состав, “на транспорте”, не определяет территориальные границы. Например, любовь на борту воздушного судна — это понятно. Но такси — это тоже “на транспорте”.
А с какой стати нецензурная брань в такси должна наказываться в 50 раз больше, чем нецензурная брань на улице?»
Председатель общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте Сергей Груздь поддерживает увеличение штрафов и считает, что экипажи воздушных судов должны также иметь возможность защитить себя и пассажиров. Например, особо буйного хулигана стюарды могли бы успокаивать пластиковыми наручниками.
«Должны быть приняты меры, разрешающие использование специальных технических средств, которые помогли бы временно нейтрализовать дебошира, который стал неуправляемым и угрожает всем окружающим пассажирам. В Америке, например, есть так называемые маршалы — это специально обученные люди, которые сопровождают воздушные суда и в случае возникновения какой-то конкретной ситуации вмешиваются в нее. Надо начать с того, чтобы в качестве таких маршалов выступали члены экипажа».
Предложенные изменения — не первая мера властей по борьбе с хулиганством на транспорте. У авиакомпаний уже есть возможность вести «черный список» дебоширов. Попавший туда в течение года не сможет пользоваться услугами перевозчика. Также год назад для нарушителей ввели уголовную ответственность: до пяти лет лишения свободы. Первый срок по новой статье — полгода колонии-поселения — в прошлом сентябре получил авиадебошир. Мужчина изрядно выпил и захотел покинуть рейс Тель-Авив – Москва. Он потребовал остановить самолет, чтобы сойти, и даже начал угрожать экипажу.
Величина штрафа уже вызвала вопросы у ряда депутатов во время обсуждения законопроекта. В своем выступлении перед ними представитель Минюста Юрий Любимов заявил, что ко второму чтению суммы могут пересмотреть.
Фото: Максим Титиевский / Коммерсантъ