Глава Минтранса отчитался о том, как теперь правительство будет пресекать крах авиакомпаний. Максим Соколов, которого Владимир Путин недавно отчитал за недостаточное внимание к проблемам «ВИМ-Авиа», выступил в Госдуме: министр подробно рассказал парламентариям об итогах вчерашнего большого совещания в Минтрансе, где обсуждались меры контроля за участниками рынка авиаперевозок.
Так, например, ведомство теперь будет следить за финансовым положением перевозчиков — если у авиакомпании обнаружат серьезные проблемы, она может лишиться лицензии.
В нижней палате изучат все предложения Минтранса, заявил «Коммерсантъ FM» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов:
«Мы будем изучать предложения вместе с ним — все решится в ближайшие дни. Сейчас, на ходу, я не готов говорить, потому что по ряду вопросов надо будет принимать закон».
После того, как президент указал министру Максиму Соколову на неполное служебное соответствие, тот занялся решением проблем «ВИМ-Авиа» лично: по инициативе Минтранса в стране теперь создадут целую систему защиты от внезапного ухода авиакомпаний с рынка.
Предложенные меры — лишь краткосрочные решения, считает независимый аналитик Алексей Захаров:
«С поставленными задачами у нас, как обычно, справились методом затыкания дырок. Предложенный комплекс мер сводится к традиционному «держать и не пускать»: ну, ужесточат, и что? Это не гарантирует, что авиакомпании будут закрывать в превентивном порядке, а задачей ведомства является предотвращение подобной ситуации, для этого им даны достаточно обширные права».
Сегодня вице-премьер Аркадий Дворкович похвалил министра транспорта, заявив: «Если говорить конкретно о возвращении туристов домой, он, конечно, справился, сам возглавил штаб и справился».
Ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» — результат системных ошибок, убежден председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов:
«Это плод системных ошибок, которые допускает государство, потому что, если бы Министерство транспорта сделало выводы из предыдущих случаев, включая «Трансаэро», то зеркально бы не повторялись бы другие. Это была задача именно Минтранса, но оно меры не предприняло так же, как не предпримет радикальные меры и сегодня. У нас с вами остается один вопрос: какая компания следующая?»
По подсчетам Минтранса, долги «ВИМ-авиа» перед кредиторами превышают 10 млрд руб. Между тем уже обсуждается вопрос продажи авиакомпании: как рассказал сегодня журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий вопросы транспорта, интерес проявляют три инвестора.
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ