С 1 июня пассажиры московского аэропорта Шереметьево столкнулись с задержками при выдаче багажа и отправке его на трансфертных рейсах. В пресс-службе объяснили ситуацию пиковой нагрузкой в высокий туристический сезон и пообещали, что она стабилизируется к концу месяца.
А пока ТАСС напоминает, как искать улетевший в неизвестном направлении чемодан и сколько денег можно получить, если авиакомпания его не найдет.
Если багаж не прилетел, то нужно в зоне прилета аэропорта обратиться на стойку утери багажа Lost&Found. Если ее нет — то к представителю авиакомпании, потерявшей багаж.
Нужно заполнить специальную форму для розыска в двух экземплярах на английском языке или языке страны прилета (если речь о международных рейсах). В ней необходимо подробно описать внешний вид багажа (цвет, материал, размер) и содержимое чемодана (перечислить вещи). Также нужно предъявить багажную бирку, которая при регистрации на рейс приклеивается к посадочному талону.
После заполнения бумаг пассажир получит на руки акт с номером дела и телефоном, по которому можно узнавать информацию о розыске багажа. Также отследить его можно в международной системе поиска WorldTracer.
Некоторые авиакомпании делают единовременную выплату пассажиру для покупки необходимых вещей.
Поиски могут длиться достаточно долго, но если перевозчик не найдет чемодан через 21 день, то пассажир сможет потребовать компенсацию.
При этом срок подачи претензии на международных рейсах — 18 месяцев, на внутренних — полгода со дня прибытия самолета.
Максимальный размер выплат установлен в специальных правах заимствования (СДР, Special Drawing Rights) — 4150. По курсу ЦБ на начало июня 2019 года это примерно 374 тыс. рублей. Но ответственность авиакомпании перед одним пассажиром не может превышать 1131 СДР — около 101 тыс. рублей. Перевозчик может снизить размер компенсации, аргументируя это тем, что вещи были не новые. Пассажир же, чтобы получить деньги, должен доказать реальные убытки — с расчетом суммы потерь. Это если речь идет о международных перелетах.
На внутрироссийских рейсах возместят не более 600 рублей за 1 кг багажа. За ручную кладь вернут ее стоимость, а если ту невозможно определить, то не более 11 тыс. рублей. Можно объявить ценность багажа, тогда компенсируют именно ее. Но за перевозку такого груза придется дополнительно заплатить.
Размер выплаты зависит от того, что произошло с багажом: повредили его, потеряли или вернули не полностью.
Авиакомпания может прописать в своих правилах, какие предметы она не компенсирует. Например, многие отказываются выплачивать деньги за утерянные вместе с багажом электронику, ювелирные украшения, спортинвентарь, коляски, хрупкие вещи.
Если багаж повредили при транспортировке, то авиакомпания может предложить оплатить починку или выплатить компенсацию.
Чтобы предъявить претензию, у пассажира есть семь дней — на международных рейсах и полгода — на внутренних. Сделать это он может в письменной форме или по электронной почте. Поврежденный багаж также придется предъявить, поэтому лучше заявлять о проблеме прямо в аэропорту прилета.
Авиаперевозчик может рассматривать претензию до 30 дней и либо удовлетворит ее, либо отклонит — тогда спор будет решать уже суд.
Если произошла задержка багажа и чемодан, например, прилетел через день другим рейсом, то авиакомпания должна сообщить пассажиру о том, где находится багаж. Обычно его доставляют по указанному путешественником адресу.
Тем не менее, не дождавшись прилета своих сумок в аэропорту, человек может купить предметы первой необходимости, сохранить чеки и потребовать у авиакомпании оплатить эти расходы. Большинство перевозчиков компенсируют их.
И такое тоже бывает. Багаж, который пассажиры не забрали или оставили в салоне, попадает в камеру хранения невостребованного багажа.
Чтобы забрать вещи, нужно показать паспорт и посадочный талон или авиабилет. Сделать это можно в течение полугода.
Мария Селиванова, Арина Раксина