В связи с временной приостановкой деятельности туроператора "Асент-трэвел", в Правовую службу АТОР поступает много звонков от туристов и турагентов. Основной вопрос: как и когда можно вернуть деньги за несостоявшиеся туры?
Руководство "Асента" сложившуюся ситуацию комментирует так: компания не сможет выполнить обязательства перед туристами в текущем сезоне, поэтому все туры аннулируются, но при этом туроператор обещает вернуть все деньги по всем заявкам. В компании уже началась процедура возврата денежных средств заказчикам туров и в первую очередь деньги получают те, чьи туры должны были состояться в ближайшие даты.
Туристы и их агенты, приобретшие туры на более поздние даты, учитывая опыт предыдущих операторов, признавших себя несостоятельными, справедливо волнуются - хватит ли им денег и не изменит ли "Асент" своего решения.
Правовая служба АТОР принимает звонки от туристов практически круглые сутки. Зафиксированы обращения от туристов, поступившие в АТОР даже после полуночи. Поскольку туроператор "Асент-трэвел" не является членом АТОР, Правовая служба Ассоциации не участвует в решении проблем, и может только сообщать официальную информацию, озвученную оператором, и объяснять туристам и агентам их права в сложившейся ситуации.
В частности, информируем,что у туристов нет оснований не доверять предлагаемому туроператору порядку возврата, а в случае, если финансовые возможности компании не позволят ей компенсировать всем туристам все их расходы, можно обратиться к страховщикам, предоставившим "Асенту" финансовое обеспечение.
Напомним, что туроператор застрахован в "Альфа-страхование" на сумму в 97 млн рублей и на 47 млн рублей в компании «Помощь».
Чтобы получить в страховой компании деньги за несостоявшийся тур, нужно составить и подать страховщику заявление. Как правило, образец заявления можно получить на сайте или в офисе страховой компании, но если такой возможности нет, можно составить и в произвольной форме. В заявлении следует указать:
- ФИО туриста, названия туристического агентства, в котором был приобретен тур и самого туроператора;
- сведения о финобеспечении туроператора (дата выдачи, срок действия, номер договора страхования). Эти сведения содержатся в договоре реализации турпродукта, их также можно найти в Едином реестре туроператоров на сайте Ростуризма;
- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
- сведения об обстоятельствах, свидетельствующих о неисполнении туроператора обязательств по договору (несостоявшаяся поездка);
- размер денежных средств, уплаченных туристом по договору о реализации турпродукта;
- реквизиты туриста для перечисления денежных средств.
К заявлению прикладываются следующие документы:
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- копия договоров между туристом и турагентом и турагентом и турператором (может потребоваться и оригиналы);
- платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств на счета турагента и туроператора, именно они подтверждают реальный ущерб, понесенный туристом от неисполнения туроператором своих обязательств;
- письменное свидетельство туроператора о невозможности исполнить обязательства перед туристом и вернуть уплаченные за тур денежные средства.
Страховщик обязан рассмотреть и удовлетворить требование туриста в течении 30 рабочих дней. Требовать от туриста иных документов, кроме перечисленных, страховая компания не имеет права.
"Вестник АТОР" продолжает следить за развитием событий.