Каждый раз, когда очередной оператор объявляет о невозможности исполнения своих обязательств, это непременно происходит «неожиданно». И выливается в сотни, а то и тысячи человек, либо не вылетевших на отдых, либо, наоборот, оказавшихся заложниками отелей, плюс сотни агентств, безнадежно обрывающих телефоны туроператора в надежде получить хоть какую-то информацию. Спрашивается: неужели за две или хотя бы за одну неделю до этих событий туроператор не знал о своих проблемах? Трудно судить – это безответственность, безграмотность, умысел или просчет. Возможно, руководство компании до последней секунды боролось за «плавучесть» своего корабля и надеялось выстоять в сложной ситуации. Но кому от этого легче?
Существует ли способ избежать подобных потрясений? Можно ли в безвыходной, казалось бы, ситуации, найти решение, которое позволит компании сохранить репутацию и со временем вернуться на рынок? Об этом читателям RATA-news рассказывает арбитражный управляющий, член СРО НП «Центральное агентство антикризисных менеджеров», директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова.
– По моему глубокому убеждению, лечить болезнь, в любом случае, надо до того, как она перешла в острую фазу. Конечно, если речь не идет о «злом умысле» – собрать деньги с туристов и исчезнуть. Трудно заподозрить в этом компанию, успешно просуществовавшую 15-20 лет. Однако за последние два года произошел ряд банкротств именно таких туроператоров. Как человеку, более 10 лет работающему с турфирмами, мне горько видеть крах «патриархов» отрасли. Тем более в ситуациях, когда была очевидная возможность это предотвратить.
На мой взгляд, все недавние случаи роднит одно: неумение руководителей лопнувшей компании достойно вести себя в кризисной ситуации, отсутствие у них своего рода «кодекса чести». Не хочу никого обидеть или читать морали. В Европе и США такие нормы поведения вырабатывались десятилетиями. Мы же пока еще недалеко ушли от эпохи «первоначального накопления капитала», когда было принято бросать проблемную фирму (а заодно и ее кредиторов) и регистрировать новое юрлицо.
Компания «Ирма-Аудит» с 2008 года занимается антикризисным управлением. Мы выработали для себя и своих клиентов некий алгоритм действий, позволяющий значительно снизить риск полного и окончательного краха. Конечно, антикризисное управление, как и аудит, дело очень «интимное», предполагающее соблюдение со стороны аудитора или арбитражного управляющего режима строжайшей конфиденциальности. Но могу сказать, что из наших клиентов, своевременно принявших антикризисные меры, не обанкротился ни один. Да, было сокращение оборотов, перепрофилирование бизнеса, отказ от ряда нерентабельных программ. Но все это проходило в рамках антикризисной программы и способствовало увеличению «плавучести», уводя компанию от краха. Расскажу о примерном алгоритме поведения в кризисной ситуации.
Прежде всего – не прятать голову в песок, честно признаться себе и кредиторам в наличии финансовых проблем и рассказать о своих планах. Ничто так не подрывает доверие, как слухи, ложь и неопределенность.
Во-первых, это поможет наладить конструктивный диалог между должником и кредитором, и тогда, возможно, кредиторы станут для вас не могильщиками, а союзниками. К тому же, вам станет легче психологически: вместо того, чтобы обманывать себя и других, вы сможете сконцентрироваться на поисках выхода из сложившейся ситуации. Да и «удар по репутации» будет гораздо менее болезненным, чем в случае, когда должник до последнего скрывает свои проблемы, а потом «неожиданно» объявляет о несостоятельности.
Во-вторых, еще до подачи заявления о банкротстве (если до этого вообще дойдет) необходимо привлечь специалистов для проведения финансового анализа, чтобы оценить перспективы бизнеса и вероятность выхода из кризисной ситуации. Возможно, грамотный финансовый анализ покажет возможность и целесообразность проведения «добанкротной» санации бизнеса или же подскажет сроки и перспективы восстановления бизнеса в рамках проведения «банкротных» процедур.
В-третьих, подача заявления о банкротстве в арбитражный суд – не только право, но, в ряде случаев, и обязанность должника. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то, в соответствии с законом о банкротстве, они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. То есть, если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.
В-четвертых, в случае, если вам нужна только временная передышка и банкротство не является самоцелью, то заявление подавайте сами и прикладывайте к нему план погашения долгов. При согласии кредиторов арбитражный суд его утвердит, и производство по делу о банкротстве приостановит на три месяца. И если в результате выполнения плана требования кредиторов будут погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
Если за такой короткий срок погасить обязательства перед кредиторами объективно невозможно (это должен определить финансовый анализ), но существует возможность рассчитаться с кредиторами в срок до двух лет, то можно предложить кредиторам план «внешнего управления», которое вводится на период до 18 месяцев. Внешнее управление – это процедура в деле о банкротстве, проводимая арбитражным управляющим (он в этом случае называется внешним управляющим). При этом компания продолжает свою оперативную деятельность, а также осуществляются меры по ее выводу из кризиса, восстановлению платежеспособности. Отличительная особенность процедуры в том, что на период ее проведения вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В США даже существует понятие «уйти под защиту закона о банкротстве». Это значит, что компании обеспечивается «защита от кредиторов», а кредиторам – гарантия того, что, по завершению процедуры, они получат причитающиеся им средства, причем с процентами. Таким образом, должник и кредиторы становятся не врагами, а союзниками, заинтересованными в восстановлении платежеспособности компании.
И еще один важный момент. «Уход на банкротство» – это еще не конец. Процедуру можно прекратить в любой момент. Даже из конкурсного производства возможен выход на внешнее управление или же подписание мирового соглашения с кредиторами и прекращение процедуры банкротства.
Самое же главное заключается в том, что при такой схеме не происходит полного коллапса в деятельности фирмы. Компания, ушедшая на банкротство, вправе продолжать свою деятельность, а также получает возможность осуществлять ряд антикризисных мер, применение которых невозможно в рамках добанкротной санации. Однако делать это надо своевременно, не допуская «неожиданного для всех» обвала. Например, в числе таких мер может быть перепрофилирование деятельности, избавление от непрофильных активов или направлений деятельности, реорганизация управления и управленческого учета, снижение издержек, привлечение собственных и заемных средств для проведения восстановительных процедур или наоборот – сокращение кредитной нагрузки до уровня, который является для компании подъемным, и др.
Конечно, подача заявления о банкротстве или же даже «антикризисная санация», о чем становится известно рынку, это всегда удар по репутации, риск потерять часть клиентов и партнеров. Но повторю: честный диалог с кредиторами способен превратить их в союзников. Вспомните: никто не бросил камень в «Мегаполюс турс», но и сама компания никого не подвела и продолжает свою деятельность.
И даже если кризис зашел так далеко, что восстановить платежеспособность фирмы невозможно, своевременно предпринятые шаги позволяют, по крайней мере, выйти из ситуации с минимальными моральными и материальными потерями для компании и ее клиентов. А значит – сохранить репутацию и возможность возвращения на рынок. Не говоря уже о том, что это способ избежать возможной уголовной ответственности.