«На втором по счету с начала процесса заседании суд принял решение, согласно которому претензии у него нашлись только к процедуре введения новой системы оплаты труда: ее суть нареканий не вызвала, – сообщил «СПб ведомостям» глава первичной профсоюзной организации летного состава ОАО «Авиакомпания «Россия» Игорь Морозов.
– При этом наши аргументы, в том числе и показания свидетелей, действия не возымели. Как только получим официальное решение, будем подавать апелляцию».
Суть спора между профсоюзной «первичкой» и работодателем довольно проста: пилоты требуют признать незаконными приказы о введении новой системы оплаты труда, благодаря которым их доходы значительно, не менее чем на 20 – 30%, упали.
Как отметил в ходе стартовавшего 21 июля в Московском районном суде Петербурга процесса Игорь Морозов, история началась еще в сентябре 2015-го, когда руководство «России» предложило общественной организации одобрить проект приказа, существенно изменявшего порядок оплаты труда пилотов. «Поскольку новая система лишала работников большей части доплат, серьезно сокращая реальные доходы летчиков и существенно изменяя условия их трудовых договоров, профсоюз дал на проект отрицательный отзыв», – констатировал Морозов.
Он, правда, признал, что, опасаясь потери работы, в частном порядке пилоты документ все же подписали. Но и руководство «России», с его слов, действовало не совсем последовательно, так как в декабре 2015-го приказ был отменен, а затем, уже в марте 2016-го, сходный по параметрам документ задним числом (с 1 февраля) ввели в действие.
По словам Игоря Морозова и пилотов «России», после введения новой системы оплаты труда доходы летчиков резко сократились. И если до того командир экипажа в авиакомпании получал около 300 тыс. рублей, а второй пилот – 200 тыс., то теперь их заработки порой не превышают 150 и 100 тыс., соответственно. Профсоюз летчиков в результате отправился искать правды в суд, пытаясь оспорить сразу оба приказа о введении новой системы оплаты труда.
С точки зрения работника, ситуация однозначна: компания не права, поскольку фактически в одностороннем порядке изменила «правила игры». И, пользуясь моментом, вынудила сотрудников согласиться с новыми, заранее невыгодными.
Следует учесть, что после начала кризиса 2014 года, когда в России остро ощущался дефицит пилотов (и даже был разрешен наем командиров воздушных судов из-за рубежа), рынок труда в этом сегменте резко изменился. Из-за сокращения объемов перевозок и по некоторым другим причинам многие авиакомпании «выбросили» на него несколько сотен ставших ненужными летчиков. В Петербурге, к примеру, после «закрытия» Египта и Турции из расписания полетов исчезли десятки курортных чартеров, что с учетом падения объемов на других направлениях привело к «приземлению» целых групп лайнеров. В частности, «Россия» отказалась от эксплуатации самолетов Boeing 767 и Ан-148, после чего без работы остались свыше 200 специалистов как в воздухе, так и на земле.
Однако с точки зрения бизнеса руководство АО «Россия» действовало верно. Пытаясь сохранить петербургского авиаперевозчика «на крыле», оно оптимизировало работу предприятия в соответствии с новыми экономическими условиями. И если объемы пассажирских перевозок, осуществляемых из города на Неве, фактически стали меньше, то, по логике предпринимательства, и платить надо соответственно. «Снижение средней зарплаты связано с уменьшением налета часов по объективным рыночным обстоятельствам, – такова позиция «России». – Законность действий работодателя проверена рядом надзорных органов, и компания готова аргументировать ее в суде». Что она в результате и сделала...
Вместе с тем очевидно, что любой работодатель, понимая последствия введения новой системы оплаты труда, ведущей к снижению доходов летчиков, использует тактику экономического «вытеснения» персонала. Ведь формально сокращать получающих большие зарплаты невыгодно, а вот законно создать для них условия, при которых они сами увольняются, гораздо эффективнее...
МЕЖДУ ТЕМ
В первом полугодии 2016-го «Россия», по данным Росавиации, показала наибольший рост числа перевезенных пассажиров (+26%, до 2,957 млн человек) среди первой пятерки крупнейших авиакомпаний страны. На 5,5% (до уровня 77,3%) вырос у нее и процент занятости пассажирских кресел. При этом увеличение показателей в основном достигается за счет расширения полетной программы «России» из Москвы.