Пример Франции доказывает, что сложная система горизонтальных связей в туризме может играть роль "нервной системы" отрасли. Ассоциации здесь участвуют в государственно-частном партнерстве, выступают даже в роли регуляторов рынка, и помогают внутриотраслевой коммуникации, будучи «узлами связи» для практически всех сегментов туриндустрии.
КАКИЕ ВИДЫ ДЕЛОВЫХ АССОЦИАЦИЙ БЫВАЮТ ВО ФРАНЦИИ
В деловой жизни Франции в целом, и в туризме в частности, огромную роль играют различные ассоциации и профессиональные союзы. По данным на 2016 г. во Франции активны около 1,3 миллиона (!) ассоциаций, ежегодно создается более 70 тысяч новых ассоциаций, из них большая часть – в области спорта, туризма и отдыха, культуры.
Отметим, что согласно французскому законодательству, в экономике различаются «ассоциации» (association) и «объединения по экономическим интересам» (groupement d'Intérêt economique, GIE). Основная разница между ними заключается в том, что ассоциация может быть только некоммерческим объединением, что однако, совсем не означает, что ассоциация не может вести экономическую или коммерческую деятельность, просто прибыль от этой деятельности должна быть реинвестирована в ассоциацию и не может распределяться между ее членами.
Если же профессиональная ассоциация планирует получать и распределять между своими членами финансовую выгоду от совместной деятельности, она становится «объединением по экономическим интересам».
Самым ярким примером объединения по экономическим интересам в туриндустрии служит, прежде всего, Atout France – Агентство по развитию туризма Франции (L’agence de développement touristique de la France), о котором мы уже писали, рассказывая о государственном регулировании туризма во Франции.
Структурно Atout France - это как раз объединение по экономическим интересам и представляет интересы своих 1200 членов - государственных и частных компаний в индустрии туризма Франции. Агентство не является «ведомством», а призвано обеспечить партнерские отношения между государством, его администрацией и местными органами власти с одной стороны и профессионалами туризма, французскими и зарубежными туристическими организациями и предприятиями - с другой.
В задачи этой профессиональной ассоциации (в российской терминологии) также входит классификация объектов туристского размещения (отелей, хостелов, апартаментов, кемпингов), ведение государственного реестра туроператоров (все туристические компании по закону обязаны быть зарегистрированы в Atout France и иметь финансовую гарантию).
КРУПНЕЙШИЕ АССОЦИАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛОВ ТУРБИЗНЕСА ФРАНЦИИ
К наиболее крупным, чисто «бизнесовым», отраслевым ассоциациям во французском туризме относятся два профсоюза работодателей, одно объединение по экономическим интересам и одна ассоциация.
Это «Туристические предприятия» (Les Entreprises du Voyage) или EDV – объединение работодателей - профессионалов турбизнеса. С момента основания в 1945 году до 2016 года это профессиональное объединение именовалось SNAV - Национальный союз турагентств (Syndicat National des Agences de Voyages) и являлось самым представительным профсоюзом турфирм (как операторских, так и дистрибьюторских), объединяющим 60% французских турагентств.
Союз также занимался вопросами защиты прав потребителей: в 1962 году им была создана Профессиональная ассоциация солидарности туризма (Association professionnelle de solidarité du tourisme - APST). Ее роль особая. Это объединение по экономическим интересам предоставляет финансовую гарантию туроператорам с целью защиты их клиентов в случае финансовых проблем компании. Членами Ассоциации являются более 3000 компаний, которым она обеспечивает финансовую гарантию – в рамках регистрации в Atout France.
27 апреля 2016 г. SNAV изменил свой Устав и свое название поменял на EDV. В новом Уставе особая роль отводится «поездкам по Франции», как иностранных, так и французских туристов, а также признается специфика агентств, специализирующихся на бизнес-туризме (TMC). (Travel Management Companies) - компаний по организации поездок.
Вместо двух советов (операторов и агентов), в рамках EDVбыли созданы шесть новых советов:
- Совет организаторов туров по Франции (внутренний и въездной туризм),
- Совет туроператоров,
- Совет дистрибьюторов и компиляторов туров,
- Совет по бизнес-туризму,
- Совет организаторов групповых туров,
- Совет организаторов семинаров, конгрессов, инсентив-туров, ярмарок и выставок.
Также в рамках новой структуры была создана Комиссия молодых предпринимателей, задачей которой является определение и анализ новых тенденций и изменений в сфере туризма.
Сейчас EDV объединяет 1346 турфирм Франции (3800 точек продаж), это – представительный орган работодателей сектора и привилегированный лоббист интересов туротрасли с национальными и иностранными государственными органами. YjНо не только!
Так, EDV оказывает помощь своим членам в юридических, социальных и налоговых вопросах, в отношениях с национальными перевозчиками (Air France / SNCF) и с ИАТА, в вопросах финансовых гарантий и т. д., участвует в урегулировании споров между участниками рынка, является ключевым источником для французских средств массовой информации по вопросам туризма.
И главное – EDV обеспечивает защиту потребителя, например, в случае банкротств авиакомпаний. Организация инициировала создание Службы посредничества в туризме и путешествиях, целью которой является содействие мирному урегулированию споров, которые могут возникать между клиентами и поставщиками транспортных и гостиничных услуг, турагентствами, предприятиями общественного питания и досуга.
«Союз туроператорских предприятий» (Syndicat des entreprises de tour operating), или SETO – «профсоюз работодателей», преобразованный в 2013 года из французской Ассоциации туроператоров (CETO). Основной задачей этой новой организации является защита интересов французских туроператоров как на национальном, так и на европейском уровне. Сегодня этот союз объединяет более 70 французских туроператорских компаний.
Еще одна ассоциация, предоставляющая финансовые гарантии туркомпаниям – это UNAT – "Национальный союз туристических ассоциаций" (Union Nationale des Associations de Tourisme). Это некоммерческая организация, целью которой заявлено «обеспечение доступности отдыха во время отпуска как можно большему количеству людей». При UNAT существует Фонд взаимной солидарности (FMS), который предлагает своим членам обеспечение финансовой гарантии в рамках регистрации в Atout France.
Всего в UNAT входит 68 ассоциаций национального уровня и 500 членов на уровне департаментов Франции - туроператоры и агентства-организаторы групповых туров, базы отдыха, центры отдыха для детей и подростков, спортивные центры, молодежные гостиницы и т.п.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ТУРИЗМЕ ФРАНЦИИ
Ряд ассоциаций объединяет компании, специализируюеихся в конкретных сферах туристической деятельности, таких как экотуризм, групповые экскурсионные туры, образовательный туризм, бизнес-тревэл и MICE и т.п.
AFTM – «Французская Ассоциация Трэвел-менеджеров» (Association française des Travel managers), созданная в 2008 г., объединяет специалистов по организации деловых поездок. AFTM также занимается подготовкой, обучением и повышением квалификации таких специалистов, а сертификат травел-менеджера, выдаваемый AFTM, признан на государственном уровне. Ассоциация насчитывает 354 члена, сотрудничает с 82 партнерами и ежегодно организует порядка 50 различных мероприятий.
Кстати, в других странах также существуют ассоциации этого типа, объединяющие специалистов сектора бизнес-туризма: BATM в Бельгии, GBTA в США, ITM в Великобритании, VDR в Германии, AEGVE в Испании, Cortas в Нидерландах и т.д.
Помимо членских взносов, все эти ассоциации также финансируются за счет партнерских отношений со спонсорами - поставщиками туруслуг: туристическими агентствами, авиакомпаниями, гостиничными сетями, глобальными дистрибьюторскими системами (GDS) и т. д.
UNOSEL – «Национальный союз организаций образовательных и лингвистических туров» (Union Nationale des Organisations de Séjours Educatifs et Linguistiques), проводит аккредитацию организаторов образовательных, и лингвистических туров и присваивает им бренд UNOSEL, свидетельствующий о качестве сервиса организации. Процесс аккредитации предполагает проверку на соответствие строгим стандартам качества и безопасности, от контроля брошюр и веб-сайтов до инспекции на месте пребывания, проводимой независимыми аудиторами. После этого каждая сертифицированная организация подлежит регулярному аудиту на протяжении всего своего членства в UNOSEL.
CEAG – «Экономическое объединение операторов групповых туров» (Cercle économique des Agences Groupistes), созданное в ноябре 2015 г., в результате ассоциации 9 туроператоров, специализирующихся на рынке групповых туров (Altis, Amerasia, Partir, SPVA, Syltours, Time Tours, Tours Square, Transunivers и Voyages Plus) в форме объединения по экономическим интересам. Сегодня CEAG насчитывает более 30 членов - независимых групповых туроператоров. Ассоциацией был разработан текст рекомендуемого (но не обязательного для членов объединения) договора с клиентом, учитывающий специфику группового туризма, обеспечено дополнительное страхование гражданской ответственности ее членов. В настоящее время Ассоциация разрабатывает «хартию», которая будет определять отношения с поставщиками услуг.
ATES – Ассоциация за справедливый и солидарный туризм (Association pour le Tourisme Equitableet Solidaire), в состав которой входит 32 члена (в том числе 18 туроператоров). Ассоциация отстаивает во Франции и за рубежом принципы и ценности справедливого и солидарного туризма. Туроператоры, входящие в ассоциацию, специализируются на отправку туристов на отдых в составе небольших групп, вдали от избитых маршрутов с проживанием либо в домах местных жителей, либо в местах проживания местного населения (небольшие отели, деревни, семейные домики, кемпинги и т.п.).
Отметим, что во Франции огромную роль играет сектор туризма, который в терминологии европейских профессионалов именуется «туризмом на открытом воздухе» (outdoor tourism, tourisme de plein air, turismo al aire libre). Это туризм, предполагающий размещение в кемпинах и базах отдыха, пеший туризм, караванинг и пр. Этот сегмент туристического рынка Франции по объему предложения занимает первое место в Европе, а на мировом уровне занимает второе место, уступая только США.
Организационно этот вид туризма представлен, прежде всего, тремя крупными общенациональными ассоциациями: это Национальная федерация кемпинга (Fédération Nationale del ’Hôtellerie de Plein Air, FNHPA), Французская федерация кемпинга и караванинга (Fédération Française de Camping et de Caravaning, FFCC), и UNAPAREL – Национальный союз кемпингов и жилых парков (Union Nationale des Campings et des Parcs Résidentiels de Loisirs). Кроме того, на уровне регионов и департаментов насчитывается 72 федерации туризма на открытом воздухе.
В настоящее время годовой оборот французской гостиничной индустрии туризма "на открытом воздухе" составляет 2,2 млрд. евро. Более ⅔ всех отдыхающих во французских кемпингах – это внутренние французские туристы. В то же время кемпинги способствуют развитию въездного туризма, ежегодно привлекая около 3 миллионов иностранных туристов.
Деятельностью вышеназванных ассоциаций горизонтальные связи во французском турбизнесе отнюдь не ограничиваются.
Так, довольно влиятельны в турбизнесе такие организации, как SYNHORCAT – «Национальный профсоюз отельеров, рестораторов, владельцев кафе и кейтеринг-компаний» (Le Syndicat National des Hôteliers Restaurateurs Cafetiers Traiteurs), и GNC – «Национальное объединение гостиничных сетей» (Groupement National des Chaînes Hôtelières). В последнюю профессиональную организацию работодателей входят почти все французские и иностранные гостиничные сети на территории Франции
В круизном туризме традиционно большую роль играет CLIA France – «Международная ассоциация круизных линий – Франция» (Cruise Line International Association). Организация содействует развитию круизного туризма во Франции, обучает турагентов, а также осуществляет сертификацию экспертов по круизам.
В сфере наземного транспорта действует FNTV – Национальная федерация туристического транспорта (Fédération Nationale des Transports de Voyageurs), объединяющая около 1500 автотранспортных компаний, которым принадлежит ⅔ французского автобусного парка, используемого в туристических целях (45000 из 67000 автобусов).
«Проассоциированны» и практически все другие стороны жизни турбизнеса. Например, «Французская ассоциация ветеранов туризма» (Association Française des Seniors duTourisme, AFST), объединяющая старейших работников туристической отрасли, оказывает поддержку и пенсионерам – ветеранам турбизнеса, и молодым специалистам, которые только начинают свою карьеру.
Члены Ассоциации проводят профориентацию молодежи, читают на добровольной основе лекции в университетах и других учебных заведениях, проводят индивидуальные занятия и консультации для начинающих молодых предпринимателей в секторе туризма. Для своих членов ассоциация организует обеды-дискуссии, встречи, культурные мероприятия, путешествия на льготных условиях. Ассоциация также организует разнообразные мероприятия для детей из малообеспеченных семей Парижа и другую благотворительную деятельность.
Есть и отдельные, совсем узкосегментированные туристические ассоциации, такие как GEFIL(«Союз инжиниринга в области отдыха, культуры и туризма» - Syndicat national de l'ingénierie loisirs culture tourisme), FFTST – «Французская федерация технических и научных работников в области туризма» (Fédération française des techniciens et scientifiques du tourisme), AFEST - Ассоциация франкоязычных экспертов и исследователей в области туризма (Association Francophone des Experts et Scientifiques duTourisme), и даже AJT – Ассоциация журналистов туризма (Association des journalistes du tourisme). Последняя из названных объединяет около 180 профессиональных журналистов, регулярно освещающих туристическую тематику в печатных СМИ, на радио, телевидении и в интернете.
Фото: Вестник АТОР