Отдых по системе all inclusive («все включено») давно зарекомендовал себя на турецких, египетских и некоторых европейских курортах. Среди российских туристов эта заграничная система всегда имела огромный успех. Теперь all inclusive есть и в России, и, как сообщают туроператоры, также пользуется популярностью. «Вестник АТОР» решил разобраться, что же такое all inclusive «по-русски».
Из Турции в Краснодарский край
Многие россияне давно и хорошо знакомы с системой all inclusive. Впервые концепция «все включено» была предложена французской системой клубного отдыха Club Med. Турецкие отельеры пошли дальше, придумав многочисленные приставки к уже распространившемуся повсеместно all inclusive – «ultra», «maxi», «super» и т.д. Обычно, за этим кроются небольшие дополнительные бонусы – дополнительный ночной прием пищи, например, или безлимитный алкоголь круглосуточно.
«Несомненно, система all inclusive выгодна отельерам. Во-первых, с точки зрения маркетинга. Во-вторых, турист не съест больше определенного объема. А за счет больших объемов заказов отельеры получают более привлекательные цены от поставщиков», – говорит гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Наконец, система all inclusive фактически «привязывает» туриста к отелю. И если отдыхающему захочется купить, например, мороженое, то он сделает это, скорее всего, на территории отеля, где десерт можно запить бесплатными напитками. Этот фактор даже однажды стал причиной скандала. Греческие рестораторы и владельцы таверн стали жаловаться, что распространение в стране системы «все включено» буквально рушит их бизнес – туристы почти не выходят за территории отелей. Их поддержал премьер-министр Греции Алексис Ципрас, он даже призвал отказаться от отелей системы «все включено» на курортах страны, назвав принцип all inclusive угрозой для малого бизнеса.
Однако на туристов призывы греческого премьер-министра не действуют – они считают систему «все включено» выгодной. Так, проведенное в прошлом году исследование одного из лидирующих агентств Британии «А1 Travel» показало, что семья из четырех человек может сэкономить до 1,2 тысяч фунтов стерлингов (1,5 тысячи евро), забронировав путешествие по системе «все включено» на лето 2015 года. Правда, как напоминают эксперты, «все включено» подходит не всем категориям отдыхающих. «Если туристы приезжают на курорт семьей с детьми, то, несомненно, формат отдыха по системе «все включено» является оптимальным для них. Если же турист предпочитает только ночевать в отеле, а, приехав на отдых, арендовать автомобиль и ездить по достопримечательностям, я бы рекомендовала обратить внимание на другие варианты систем питания», – говорит Анна Подгорная.
Количество поклонников all inclusive в России активно растет. Наравне с ростом спроса, растет и предложение. Система «все включено» все чаще встречается в отелях Краснодарского края, а также некоторых гостиницах Крыма. Так, например, в ALEAN HOTEL GROUP входят 3 отеля, работающие по системе all inclusive: Довиль 5*, Ривьера 4* и Сосновая роща 3*. «Вестник АТОР» обратился к туроператору «Алеан» с просьбой рассказать, как устроена эта система в России.
Кому выгоден all inclusive
«Все включено» – это, прежде всего, отличный маркетинговый продукт, очень привлекательный для любителей пассивного пляжного отдыха и, конечно же, семей с детьми. Возможность ни за что не платить на территории отеля во время отдыха – гениальная идея! Чем выше уровень отеля, тем больше опций помимо питания и алкоголя включено в стоимость проживания. В наших отелях – это пользование всей инфраструктурой», – говорит коммерческий директор «Алеан» Оксана Булах.
Эксперт поясняет: несмотря на то, что отель лишается доходов от дополнительных сервисов, которые могли бы предоставляться на платной основе, за счет более высокой и длительной загрузки он все равно выигрывает. Кроме того, отпускные цены на путевки в отель с системой «все включено» могут быть на 10-20% выше, чем в аналогичные отели, работающие по другим системам.
При расчете себестоимости отдыха учитывается стоимость «продуктовой корзины» и сервисов, которые войдут в пакет, плюс прямые расходы на обеспечение деятельности отеля. «Поэтому конечная финансово-экономическая выгода, как при любом расчете, зависит от эффективности организации производственного процесса, что влияет на себестоимость этого процесса, количество обслуживающего персонала, качество конечной услуги. Ну и от грамотного составления «продуктовой корзины» и технологической карты питания: меню должно быть разнообразным, еда должна быть вкусной, но при этом важно уложиться в фиксированную сумму», – продолжает г-жа Булах.
Выгодным питание по системе «все включено» становится при определенном количестве гостей в отеле. Конкретная цифра зависит от себестоимости «продуктовой корзины» и финальной продажной стоимости койко-суток. По словам Оксаны Булах: «Для наших отелей «Довиль» 5* и «Ривьера» 4* – это от 500 гостей».
К слову, именно последний фактор является причиной пока довольно скромного распространения системы all inclusive на российских курортах. По расчетам «Алеан», минимальная коечная емкость отеля, который сможет получать выгоду от «все включено», должна составлять 200 номеров. Переход на «Все включено» требует оптимизации производственных процессов, закупки специального оборудования для снижения себестоимости продукта, иначе конечная цена будет слишком высокой и не привлекательной для потребителя. «И еще одна важная проблема – в нашей сфере гостеприимства пока мало профессионалов, способных выстроить эффективную и экономически выгодную работу отеля по системе «все включено», – подчеркивает г-жа Булах.
Так или иначе, эксперты видят хорошие перспективы для развития all inclusive на российских курортах. Каждый год количество таких отелей увеличивается, как и растет число туристов, желающих не задумываться о дополнительных тратах на курортах. Уже сейчас туроператоры отмечают, что отдыхающие отдают предпочтение именно тем отелям, которые предлагают систему «все включено». «Отели, работающие по этой системе, начинают активно бронироваться уже в период акции «Раннее бронирование». У них более высокая динамика продаж и хорошая глубина», – сообщили в «Алеане».
Что же включено?
Как и за границей, в российский all inclusive включаются продукты питания и напитки местного производства. Бывают исключения, но они минимальны, и касаются продуктов, которые невозможно производить непосредственно на месте – например, бананы. Как рассказывает Оксана Булах, во всех отелях ALEAN HOTEL GROUP для гостей, отдыхающих по системе all inclusive, предлагается продукция локального, Краснодарского производства – овощи, фрукты, молочная продукция, сыры, рыба, крупы, хлеб, мука и пр. «Но некоторые продукты закупаются у поставщиков из других регионов. Например, морепродукты, красная икра – они производятся в других регионах России», – поясняет эксперт.
Весь алкоголь, предлагаемый туристам в течение дня в основном ресторане на обед и ужин и на станциях промежуточного питания (это пиво, белое и красное вино, сухое и полусладкое, шампанское, крепкие напитки для алкогольных коктейлей) – тоже местного производства. В Краснодарском крае, надо заметить, большой выбор виноделен и винзаводов.
Поставщики продуктов питания и алкогольных напитков выбираются посредством тендера. Обычно конкурс проходит раз в год. Однако бывает, что поставщик меняется и в течение сезона. Это происходит в том случае, если качество продукции ухудшилось, или партнер не выдерживает ценовую конкуренцию.
Благодаря тому, что абсолютное большинство позиций из списка продуктов производится в России, российский all inclusive не понес серьезных потерь при вводе «антисанкций» – запрета на ввоз некоторых продуктов. «Поставщики заменили ряд позиций российскими аналогами», – говорит Оксана Булах.
Объем услуг, включенных в all inclusive, зависит от «звездности» отеля. В основном, различия обусловлены спектром услуг, предоставляемых в отеле, разнообразием питания, отдельными элементами роскоши, присутствующими в разных по категории отелях, а также инфраструктурной составляющей отелей. Так, например, клиентов отеля «Довиль 5*» по приезду ждет приветственный напиток, а также игристое вино и фрукты в номер. Дети до 5 лет тоже получают подарок – игрушку. В отеле «Ривьера 4*» гостей также ждет приветственный коктейль при заезде, но подарки в номере не предусмотрены. Более детально с различиями можно ознакомиться в таблице.
Если резюмировать, то основные пункты all inclusive в России не отличаются от иностранных: питание (основное трехразовое и промежуточное), пользование пляжной и отельной инфраструктурой, анимация и определенный перечень услуг, предоставляемых по запросу гостей (начиная от Wi-Fi, заканчивая глажкой и консультациями врача).