В рамках Года обмена между СМИ РФ и КНР, Генеральное консульство КНР в Санкт-Петербурге организовало визит в Поднебесную большой делегации города на Неве, в которую вошли: руководители и корреспонденты ведущих газет, журналов, радио, электронных СМИ, представители Комитета по печати Правительства города и Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества.
Первым официальным мероприятием программы визита стал семинар «Сотрудничество между китайскими и российскими СМИ» в городе Чанчунь (провинция Цзилинь). Своим опытом и видением сценария развития двухсторонних связей делились журналисты из разных изданий обеих стран, включая туристические.
Как известно, туризм – наиболее зависимая от СМИ отрасль. Если в газетах и на ТВ идет негативный фон вокруг того или иного направления, то спрос на него резко падает, и наоборот – когда в СМИ мелькают положительные публикации, красивые фотографии, восторженные отзывы туристов, объективные обзоры профессионалов, то спрос на такое направление растет. В этой связи, значение СМИ для туризма трудно переоценить. Все мы знаем, какие высокие требования к комфорту и качеству услуг предъявляет современный потребитель, который хочет быть уверен, что там, где он собирается провести свой отпуск и потратить деньги будет безопасно, приятно и интересно.
Кто ему расскажет о преимуществах того или иного направления? Вернее, кому он поверит? Доказано, что информация, получаемая не от заинтересованных лиц, а от независимых журналистов, пользующихся доверием потенциальных клиентов, наиболее эффективна с точки зрения продвижения услуг. Как показывает практика, турист сперва должен сто раз услышать и досконально узнать о месте, куда ему предлагают поехать, а только потом принять решение отправиться именно туда.
Лучшей иллюстрацией тому служит Национальный парк Чжанцзяцзе (провинция Хунань) – это фантастические, парящие в тумане горы, ставшие благодаря блокбастеру «Аватар» и многочисленным публикациям СМИ, одним из самых раскрученных брендов Китая.
Не удивительно, что именно в этом месте состоялась Международная конференция и фестиваль туризма, собравшие почти 500 туристических агентств из 23 стран и регионов, в том числе из Лаоса, Японии, Южной Кореи, Филиппин, Тайланда, Франции и др. Россию представляла все та же делегация петербургских СМИ.
Высокий уровень конференции был заявлен составом организаторов - Китайская национальная администрация по туризму (CNTA), Народное правительство провинции Хунань и города Чжанцзяцзе, а также составом участников – руководители отраслевых подразделений ООН, ВТО, Тихоокеанской туристической ассоциации Азии и других международных туристических организаций, представительств CNTA в зарубежных странах и т.д.
Стоит отметить, что конференция столь высокого уровня проводилась в провинции Хунань впервые и была призвана содействовать интернационализации турпродукта региона, укреплению его связей с мировым туристским сообществом, интеграции в глобальные маршруты и программы развития туризма.
А главным итогом мероприятия явилась декларация по развитию туризма в Чжанцзяцзе, продвижению туристических продуктов и международному сотрудничеству в данном направлении.
Кроме того, профессионалы и лидеры международных туристских организаций своими глазами увидели брендовые достопримечательности региона, познакомились с последними достижениями индустрии туризма Чжанцзяцзе, что в дальнейшем должно способствовать укреплению репутации и популярности провинции Хунань на мировом рынке и увеличению потока туристов.
Выступая на полях форума, российские журналисты поделились информацией о состоянии российского туризма и китайского направления на нашем рынке в частности.
Не секрет, что в связи с геополитической ситуацией прошедший 2015 год оказался самым трудным за всю историю существования турбизнеса в России - по данным Росстата, выезд россиян за рубеж с целью туризма уменьшился на 30%. Правда, в первом полугодии 2016 года наметилась позитивная тенденция - Китай занял пятую позицию в десятке самых популярных у россиян стран с точки зрения туризма. По сравнению с прошлым годом рост составил 45% (712 000 человек).
Надо отметить, что в целом китайский турпродукт на российском рынке относится к числу экзотических направлений. Если говорить о европейской части РФ, Москве и Санкт-Петербурге, то здесь цена на авиаперевозку достаточно высока, а чартеры если и ставятся нашими туроператорами, то на зимний период, и на остров Хайнань.
К тому же Китай отнюдь не дешевая страна, а в связи с нынешним курсом валют для россиян она и вовсе перешла в категорию элитного туризма. На сегодняшний день позволить себе путешествие по Китаю, включающее несколько городов с пляжным отдыхом или обширной экскурсионной программой, могут россияне с высоким или доходом выше среднего.
Тем не менее, интерес к Китаю в России растет. Во-первых, благодаря политике сближения наших правительств и народов, во-вторых, благодаря богатейшему культурно-историческому наследию, в-третьих, дружелюбной среде (русских в Китае любят, и мы это чувствуем). А еще - кухне, развитой инфраструктуре, комфортной и безопасной среде и т.д.
В последнее время в российских СМИ с геометрической прогрессией растет число фильмов, сюжетов и публикаций о Китае. Все больше наших соотечественников мечтают побывать в Поднебесной, поэтому профессионалы турбизнеса относят Китай к направлениям отложенного спроса с огромным потенциалом. На фоне развития стратегического партнерства и упрощения всякого рода формальностей между Россией и Китаем, реализация этого спроса будет только нарастать. Тут важно не останавливаться и продолжать методичное продвижение. Вот почему объявляются годы перекрестных обменов. Вот почему петербургские журналисты стали почетными гостями Китая и получили уникальную возможность познакомиться с тремя разносторонними провинциями страны.
Об особенностях туристических продуктов Поднебесной читайте в наших следующих выпусках.
Татьяна Деменева, специально для Питер-Т