Шквала обращений от мобилизованных или не вылетевших за границу в связи с отказами пограничников турбизнес не фиксирует: от общего числа проданных туров количество заявок на аннуляцию туров составляет от 0,1% - 0,9% от проданных с 21 сентября туров.
Заявки на аннуляции туров от граждан, которые не смогли отправиться в поездку в связи с мобилизацией, туроператоры уже начали рассматривать.
Представители туриндустрии поделились информацией о процедуре рассмотрения и объеме поступления заявок на возвраты от граждан, призываемых в ВС РФ в связи с частичной мобилизацией.
Вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян сообщил редакции «Вестника АТОР», что заявления на возврат денежных средств за туры от граждан, подлежащих мобилизации, поступают, но на сегодняшний день это единичные случаи, шквала обращений нет. При этом возврат компания осуществляет максимально оперативно. Рассмотрение заявок в среднем составляет 5-7 дней.
Это же подтвердила и глава туроператора PEGAS Touristik Анна Подгорная. По ее словам, сейчас у туроператора есть только единичные заявки на возврат в связи с мобилизацией кого-либо из участников тура.
«Все они рассматриваются в незамедлительном порядке, как только агенты присылают необходимые документы», – заверила г-жа Подгорная.
«Отказы на границе в вылете на данный момент составляют менее половины процента от общего числа туристов, вылетающих за рубеж. Сейчас идет этап предварительного сбора данных и подсчет количества таких случаев. Необходимо немного времени на проработку алгоритма», – отмечают в пресс-службе туроператора ANEX Tour.
По словам представителя туроператора, по опыту прошлых лет процедура возвратов перевозчиками напрямую туристу (если билет куплен напрямую в авиакомпании, а пассажир не полетел) может отличаться от процедуры возврата туроператору, продавшему пакет с перелетом. В первую очередь, это может занимать более длительное время на рассмотрение заявок и возврат. В каждом случае условия будут рассматриваться в авиакомпании в индивидуальном порядке.
Как рассказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе «Интуриста», они уже работают с такими заявками. На данный момент у туроператора их менее 1% от количества туристов, отправляющихся в туры.
Со своей стороны туроператор обращается с запросами к партнерам (представителям авиакомпаний и отелей) с просьбой минимизировать штрафы за невыезд. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке и максимально лояльно в отношении туристов. При этом сумма возврата денежных средств уточняется после окончания сроков туров и прояснения фактически понесенных по нему расходов.
ПОЛИТИКА ВОЗВРАТА ДЕНЕГ ЗА БИЛЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАКОМПАНИЙ РАЗНАЯ, И НЕ БЕЗ НЮАНСОВ
Среди зарубежных авиакомпаний Turkish Airlines стала первой компанией, которая готова осуществить полный возврат денег за билеты мобилизованным гражданам и их близким родственникам.
При этом есть условия возврата, которые в настоящее время требуют уточнения. В частности, напрямую туристам вряд ли будут возвращены деньги за билеты на чартерные рейсы, не ясен статус возврата денежных средств и при групповом бронировании. Скорее всего, такие возвраты будут проводиться через туроператора или организатора групповой поездки.
Редакция ждет исчерпывающего ответа от Turkish Airlines на свой письменный официальный запрос относительно данных тем.
Что же касается остальных авиакомпаний зарубежных стран, то пока они еще определяются со своей позицией в отношении возвратов денежных средств.
Так, арабские перевозчики, к сожалению, в большинстве своем склонны к депонированию средств за неиспользованные билеты. Туроператоры ведут с ними переговоры, но каждый случай рассматривается индивидуально и это удлиняет сроки рассмотрения заявок.
РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ ЛОЯЛЬНЫ И ИМЕЮТ ЕДИНУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ВОЗВРАТАМ
Российские авиаперевозчики проявили единство в отношении вопроса возврата средств за неиспользованные билеты для граждан, подлежащих мобилизации и членов их семей.
О своей политике в отношении возврата денежных средств уже заявили большинство российских авиакомпаний. В частности, о гарантии полного возврата денег за билет сообщили «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Азимут», «Якутия», «Алроса», «Северный ветер», «Ямал», NordStar, «Уральские авиалинии».
Граждане РФ, подлежащие призыву в условиях частичной мобилизации, могут оформить вынужденный возврат авиабилетов у этих авиакомпаний в полном объеме. Вернуть деньги за билеты в большинстве случаев смогут и родственники мобилизованного гражданина или пассажиры, оформленные с ними в одном бронировании.
У большинства российских авиакомпаний для оформления возврата денежных средств за билеты, приобретенные до 21.09.2022 включительно, необходимо лично обратиться по месту покупки авиабилета (или, если билет покупался онлайн – в офис авиакомпании) и предъявить один из следующих документов:
повестка;
мобилизационное предписание с документами, подтверждающими, что воинская часть, к которой приписан гражданин, переведена в военное состояние;
документы (в свободной форме), подтверждающие, что гражданин обращался за разрешением на выезд с места жительства, и ему было в этом отказано, с представлением документов, подтверждающих его нахождение на воинском учёте;
документы о том, что гражданин состоит на воинском учёте, обратился за разрешением на выезд с места жительства, и ответ им ещё не получен в течение первых 30 дней с даты введения мобилизации в Российской Федерации,
уведомление, ограничивающее право на выезд пассажира из Российской Федерации, выданное на пункте пропуска пограничного контроля.
Для членов семьи, следующих совместно на одном рейсе с гражданином, подлежащим призыву, помимо вышеуказанных, необходимо предъявить документы, подтверждающие родство.
Более точные условия возвратов и перечень документов необходимо уточнять на сайте конкретного авиаперевозчика.
В случае возвратов билетов на чартерные рейсы российские авиакомпании практически всегда направляют по месту их приобретения – в турагентства или непосредственно к туроператору.
Александра Тихонова
Фото: piqsels.com