Как Турция ответит за сбитый Су-24

После гибели российского бомбардировщика у границ Турции, страны - члена НАТО, послышались голоса, предрекавшие "третью мировую".

О том, какого ответа за гибель самолёта и двоих лётчиков может потребовать Россия, "Фонтанка" спросила у военных экспертов и политологов.

Во вторник, 24 ноября, возле сирийско-турецкой границы российский бомбардировщик Су-24, проводивший операцию по уничтожению боевиков ИГИЛ в Северной Латакии, был сбит турецким истребителем. Турция утверждает, что защищала своё воздушное пространство, нарушенное Россией. Пилоты успели катапультироваться, но, по некоторым данным, попали на территорию, подконтрольную антиасадовским силам. Один летчик был убит, судьба второго неизвестна. Также в результате обстрела террористов погиб морской пехотинец, принимавший участие в операции по спасению экипажа Су-24.

"Это удар нам в спину", – оценил происшествие президент Путин. По его словам, если даже самолёт по ошибке действительно оказался над турецкой территорией, он точно никак не угрожал Турции.

В Турции спецназ окружил российское посольство. Усилены меры безопасности в посольстве Турции в Москве. Россия выразила протест военному атташе Турции. Президент Эрдоган созвал срочное совещание. Глава российского МИД Сергей Лавров отменил запланированный визит в Анкару. Минобороны заявило о разрыве военных отношений с Турцией. На своё совещание собрались представители стран НАТО. Европа призывает стороны к благоразумию.

– Очень важно подчеркнуть, что ответственность лежит целиком на Турции, – отметил в разговоре с "Фонтанкой" военный эксперт, заместитель главного редактора "Ежедневного журнала" Александр Гольц. – Я имею в виду – за конкретный инцидент. Очевидным образом российские самолёты не угрожали турецкой территории. Они не проводили разведку на турецкой территории. Если они и оказались над Турцией, это вовсе не означало, что они действовали в соответствии с каким-то агрессивным планом.

Об этом, продолжает эксперт, невозможно говорить вне связи с действиями самой России, создавшей предпосылки для такого развития событий.

– С начала сирийской операции Россия действовала так, как считала нужным, ставя всех остальных перед фактом, – продолжает эксперт. – Израиль и Соединённые Штаты немедленно начали обсуждать, какой нужен протокол, чтобы не допустить инцидентов в воздухе. По каким-то причинам Турция не стала участвовать в этом обсуждении. Предпосылки для этого инцидента создали действия России, но ответственность несёт Турция.

Глава Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что Турция и не пыталась отрицать, что сбила самолёт. Другое дело – какие у неё были для этого основания.

– Вы внимательно смотрели данные объективного контроля, предоставленные Турцией? – поинтересовался он у "Фонтанки". – Данный инцидент не является существенным для того, чтобы предъявлять России какие-то претензии. Точнее, претензии-то можно предъявлять. Но это точно не означает, что можно сбивать самолёт.

Министерство обороны России заявило, что наш самолёт границу Турции не пересекал: "Анализ данных объективного контроля однозначно показал, что нарушения воздушного пространства Турции не было".

– Я полагаюсь на заявления нашего Министерства обороны, – говорит руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО Алексей Арбатов. – Я, как вы знаете, не великий поклонник нашего Минобороны, очень многие его действия критикуют, но если выбирать между ним и турецким, то наше я предпочту.

"Это будет иметь очень серьезные последствия для российско-турецких отношений, – сказал Путин. – Мы всегда относились к Турции как к дружественному государству. Кому это было нужно, не знаю".

Как надо наказать Турцию

Слова российского президента о "серьёзных последствиях" озадачили политологов и военных экспертов.

– Судя по тональности высказываний главы государства, отвечать мы будем очень решительно, – считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" политолог Фёдор Лукьянов. – Такие выводы я делаю из того, что услышал от президента и что прочитал на его лице.

С этим согласен Алексей Мухин.

– Ответить надо жёстко, – говорит он. – В таких случаях принято разрывать дипломатические отношения, а в отдельных случаях даже объявлять войну. Думаю, что Россия будет вынуждена прекратить воздушное сообщение с Турцией и рекомендовать туристам воздержаться от посещения этой страны

Эксперты настаивают, что "удар" по Турции будет, вероятнее всего, экономическим.

– Удары другого характера не вполне законны, – напоминает Алексей Мухин. – Санкции надо проводить через Совбез ООН. Это Соединённые Штаты Америки могут пренебрегать международным правом. Уподобляться им не стоит. Но наказать Турцию необходимо.

Чтобы наказать Турцию, замечает Александр Гольц, у России есть "большой спектр возможностей".

– В частности, дипломатических, – уточняет он. – Вплоть до отзыва нашего посла из Анкары и выдворением турецкого посла из Москвы. У нас есть возможность ответить экономически. Россия – важный экономический партнёр Турции. Предложения о запрете авиационного сообщения с Турцией уже звучат, де-факто это означало бы прекращение всего туристического потока. Что, конечно, нанесёт Турции серьёзный ущерб. Правда, окончательно угробит и российскую туристическую индустрию.

Алексей Арбатов согласен: меры, которые примет Россия, должны носить дипломатический и экономический характер. К проблемам, которые мы можем создать для турецкого турбизнеса, он добавляет, что хорошо бы отказаться от планов строительства газопровода "Турецкий поток".

– Можно прекратить продажу туристических маршрутов в Турцию, во всяком случае – на ближайшее время, – предлагает он. – Возможно, стоило бы после возвращения тех туристов, которые в Турции сейчас, вообще прекратить авиасообщение с этой страной.

Ущерб, который эти меры нанесут нашей стране, Алексей Арбатов считает преувеличенным.

– Я думаю, что нам есть куда переправлять свой газ, – полагает он. – Не говоря уж о том, что с этой иглы надо вообще слезать, но об этом говорят пусть специалисты в этой области. Что касается туристической отрасли, так многие страны с удовольствием примут наших туристов. Это и балканские страны – включая Грецию, Черногорию и Хорватию. Нашим туристам есть куда поехать, кроме Турции. Вот им наших туристов никто не заменит. Потому что наши туристы составляют очень приличный контингент, на котором Турция очень много зарабатывает.

Но прежде чем принимать меры, замечает Алексей Арбатов, надо "разобраться с этим инцидентом".

– Может быть, создать совместную комиссию: выяснить, всё-таки нарушал самолёт границу или нет, – предлагает он. – И почему был отдан приказ сбить: мы же не в состоянии войны находимся с Турцией. Если выяснится, что самолёт не нарушал границ, а вот то, что его сбили, нарушает все международные нормы, тогда получить с Турции извинения и большую компенсацию.

Историк, политолог, религиовед Андрей Зубов предполагает, что Россия может захотеть ответить не только Турции.

– Возможна месть так называемой сирийской нерадикальной оппозиции, – объясняет он. – Именно на её территории упал самолёт. Возможно, её представители убили пилотов. Возможно, они сбили и вертолёт, который вылетел на поиски. Конечно, очень хочется им отомстить.

Но с возмездием, по его мнению, торопиться нельзя.

– Реагировать надо как можно спокойнее, – предостерегает историк политиков. – И не спешить. Надо быть очень сдержанными. Любые резкие действия сейчас могут иметь необратимые последствия и для самой России, и для мира на Переднем Востоке, и вообще для всех.

Вряд ли, уточняет он, речь может идти о "большой войне" между Россией и Турцией, потому что это означало бы войну России с НАТО.

– При всей авантюристичности нашей внешней политики на такое, я думаю, мы не пойдём, – добавляет Андрей Зубов.

Кто должен ответить вместе с Турцией

По мнению историка, Турция реагировала не только на предполагаемое очередное нарушение её воздушного пространства, но и на действия России в Сирии вообще.

– Это – реакция обозлённых людей, – считает политолог. – Турция вообще недовольна тем, что Россия перебросила свою авиацию в Латакию. Надо помнить, что с самого начала, с 30 сентября, Путин говорил, что сражается с ИГИЛ, но 90 процентов ударов наносилось по умеренной оппозиции, в том числе – по туркменским сёлам на севере Латакии. Там живут просто турки. В Турции их считают такими же своими людьми, как в России – жителей Донбасса. Если бы какая-то третья страна начала бомбить Донецк и Луганск, мы бы как отреагировали? Вот так же и Турция отреагировала на то, что российские ВВС бомбят приграничные с ней районы в Латакии.

Турция действительно может быть очень недовольна российскими бомбёжками в Северной Латакии. Правда, не из солидарности с соотечественниками за границей, а по куда более меркантильным причинам. Как считают аналитики, через эти районы идут автоколонны с нефтью из захваченных ИГИЛ месторождений. Для "Исламского государства" это считается одним из главных источников существования. Контрабандную нефть охотно покупают в Турции.

– Маршруты и всякие нелегальные связи между разными сирийскими группировками и их покровителями и партнёрами в Турции хорошо известны, – замечает Фёдор Лукьянов. – И это не только бензовозы, есть другие виды бизнеса. Например – оружие. Или вывоз ценностей из Пальмиры и других мест мирового культурного наследия. ИГИЛ ведь не всё разрушает. Они разрушают то, что невозможно вывезти. А те предметы, которые вывезти можно, они продают контрабандой. На рынках это уже где только ни появилось. Думаю, что это происходит не без турецкого транзита.

Таким образом, если верить политологу, бомбёжки, в том числе российские, создают проблемы не только ИГИЛ, но и Турции.

Что будет с нашей операцией в Сирии

Инцидент с гибелью самолёта, считает Алексей Мухин, на действия России в Сирии никак не повлияет.

– Разве что, пожалуй, российские лётчики будут более тщательно и методично бомбить автоколонны с ворованной игиловцами нефтью, которая идёт через Турцию в другие страны, – уточняет он.

Фёдор Лукьянов считает, что для усиления этих бомбёжек не требовалось дожидаться, пока собьют военный самолёт. Он видит здесь связь со взорванным террористами А-321.

– Думаю, здесь как раз обратная зависимость: российский самолёт сбили потому, что такие самолёты начали наносить реальные авиаудары по дорогам и каналам поставок нефти, – объясняет он. – После того как выяснилось, что российский пассажирский самолёт упал из-за теракта, конечно, резко интенсифицировались наши авиаудары, расширилась их география.

Алексей Арбатов уверен, что на официальном уровне инцидент с самолётом не повлияет на наши действия в Сирии. Но неофициально выводы из него должны быть сделаны.

– Публично мы не скажем, что будем осторожнее себя вести, что прекратим летать возле турецкой границы, – объясняет он. – Но негласно, я думаю, будут даны секретные указания не приближаться меньше чем на 5 – 10 километров. На всякий случай, чтобы избежать таких инцидентов. А впредь надо усилить нашу группировку в Сирии. Сопровождать наши бомбардировщики истребителями, чтобы они могли защитить их. Надо переправить в этот регион и использовать там самолёты радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокацию других стран, которая может быть направлена на перехват нашей авиации.
 

P.S. За время подготовки этого материала МИД России рекомендовал туроператорам не продавать путевки в Турцию, а россиянам — воздержаться от поездок в эту страну. В свою очередь Минобороны заявило об усилении интенсивности бомбардировок территории «Исламского государства» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ), а также о дальнейшем сопровождении бомбардировщиков истребителями.
 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»