Петербург намерен вступить в конкурентную борьбу за международного туриста, ориентированного на получение медицинской помощи. Однако пока кроме желания мало что может тому предложить: фактически речь идет только о разрозненных попытках завлечь такого туриста ценой главной услуги. А вот комплексного сервиса в тех масштабах, которые необходимы, по-прежнему нет.
Любой мало-мальски понимающий специалист скажет, что «медицинский» турист (т. е. человек, который едет в другой регион или страну с целью получения медпомощи) гораздо выгоднее обычного. На состоявшейся недавно в «Ленэкспо» конференции представитель сервиса MEDIGO в России Марина Мельгунова сообщила: мировой рынок медицинского туризма образца 2016 года - это 7 млн человек и $120 млрд. И перспективы здесь самые радужные, поскольку ежегодный рост его объемов может достигать 20%. А некоторые эксперты уверены, что уже к 2020-му количество медицинских туристов в мире может приблизиться к отметке 20 млн человек. Причем, по понятным причинам, тратят они много и сумма $5 тыс. за поездку - обычное дело.
В мировом рейтинге Medical Tourism Index (MTI) Россия находится лишь на 34-м месте. «Иностранцы о том, насколько сейчас выгодно ехать в Россию лечиться, практически не знают, - считает Михаил Плисс, старший консультант департамента комплексных проектов Philips Healthcare. - А не знают потому, что у хорошего, действительно качественного продукта нет должной «упаковки».
Результат отсутствия «фантика» таков: по оценке того же MEDIGO, в Россию по линии медицинского туризма приезжают до 10 тыс. иностранцев в год, которые тратят у нас около 7 млрд рублей. И Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга и Северо-Запада, подтверждает: гости из-за рубежа не редкость.
Но, если проанализировать спектр желающих получать медицинскую помощь как в целом в России, так и в северной столице, картинка получается занятная. 85% из всех обращающихся приходится на внутренних (т. е. российских) медицинских туристов. Еще 15% - на граждан стран СНГ. И только 5% - на жителей дальнего зарубежья. Найти при этом соответствующую информацию на английском или другом иностранном языке практически невозможно. «Даже элементарных сведений о том, где, как и кто может помочь такому клиенту в России, фактически нет, - замечает Михаил Плисс. - Люди и хотели бы приехать, но не знают об этом».
Заглянем на официальный туристический портал Петербурга, где не так давно все же появился раздел по медицинскому туризму (www.visit-petersburg.ru/medical-tourism). В нем перечислен ряд учреждений, кратко охарактеризованных и снабженных необходимой информацией. Однако, если пойти на сайт практически любого из них, тут же выяснится: вся информация опубликована только на русском.
Более того: при попытке переключить язык на собственно сайте visit-petersburg.ru его основной контент переводится, а вот данные по медицинским учреждениям - нет. Странная ситуация, при которой, стараясь завлечь а Петербург «медицинских» туристов, мы сами лишаем их возможности узнать о наших услугах на понятном иностранцам языке. Если же учесть, что в наших клиниках найти свободно говорящего на английском врача (про медсестер и других сотрудников и речи нет) проблема, то «профильным» зарубежным туристам здесь, как правило, по-прежнему делать нечего.
Есть и еще ряд нюансов, которые не слишком способствуют притоку пациентов из-за кордона. Почему те же Таиланд или Коста-Рика в рейтинге медицинского туризма стоят так высоко? Потому что они не стали распыляться и сосредоточились только на некоторых видах медуслуг. Вплоть до того, что часть государств мира специализируется лишь на отдельных операциях.
Как показывают данные исследований, в отличие от россиян, желающих пройти в Петербурге сложные высокотехнологичные операции в сфере онкологии, кардиологии и пр., среди иностранцев чаще всего (44% от общего объема) востребованы услуги стоматологии. А затем - ЭКО, ортопедии и т. д. Причем гостям из-за рубежа, как правило, нужна не только отдельная медицинская помощь, но и весь пакет сервиса в комплексе.
«Для них основное - возможность получать сервис в пакете и общаться с врачом и обслуживающим персоналом на родном языке», - говорит Марина Мельгунова. Согласен с таким мнением и Александр Солонин. «Безусловно, как в России в целом, так и в Петербурге есть целый ряд медицинских учреждений (государственных и частных), способных оказывать помощь на мировом уровне, - уверен он. - «Товар», пользующийся спросом, у нас есть, но нужна помощь в формировании пакета услуг и его реализации».
Что надо делать, очевидно: одновременно стараться не только продвинуть российский медицинский туризм на международном рынке за счет его очевидных преимуществ (высокое качество при достаточно низкой стоимости), но и сделать его сравнимым по составу пакетных услуг.
«Речь идет не только о медицинской помощи, но и о сопровождающем ее сервисе: клиент, приезжая в страну, должен получить полный комплекс как медицинских, так и туристических услуг», - полагают эксперты. И, по примеру того же Израиля, нам надо сделать ставку на некоторые виды медицинской помощи, в которых мы преуспели больше других.
«Если в ближайшее время России удастся сформировать пакетные предложения в тех областях, которые интересны иностранным медицинским туристам, мы вполне можем рассчитывать на достаточно значимый турпоток, - считает Михаил Плисс. - Однако действовать надо быстро и грамотно».
А значит, врачам, медсестрам и даже санитаркам надо учить английский язык и отвыкать от привычки чувствовать себя главным действующим лицом. Ведь в сфере платных услуг международного уровня клиент уже давно прав всегда...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА