24 апреля Госдума приняла во втором чтении многострадальные изменения в отраслевой закон. Последняя редакция поправок столь сильно отличается от первой, что даже те, кто следил за ходом обсуждения, вряд ли успевали фиксировать очередные изменения. Итак, что же мы имеем на сегодняшний день? Начнем с того, что изначально предлагалось, но не вошло в список поправок, принятых Госдумой во втором чтении. Это – введение электронного носителя турпутевки, обязанности агентств работать только от имени и по поручению операторов и увеличение размера уставного капитала туроператора. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, принятие этих поправок привело бы к увеличению финансовой нагрузки на бизнес, не принеся при этом необходимой всем стабильности на рынке.
Важно, что исключен также пункт об обязательной классификации объектов размещения в России. Классификация вводиться будет, но не одномоментно, а поэтапно. РСТ считает также победой, что из поправок изъято положение об обязательном членстве туроператоров в саморегулируемых организациях (СРО). Если бы это положение «уцелело», туроператоры столкнулись бы с дополнительными и немалыми финансовыми обязательствами, так как им пришлось бы платить в фонд помощи туристам при СРО не 0,1%, а 1%, то есть в 10 раз больше, чем в компенсационный фонд.
А теперь – перечень важнейших нововведений в отраслевом законодательстве. Во-первых, снижается размер финобеспечения для туроператоров по въездному туризму с 10 млн. до 500 тыс. рублей. «То, за что РСТ боролся с момента появления института финансового обеспечения, наконец-то свершилось. В течение пяти лет мы упорно настаивали на этом, указывая на то, что с 2007 года на рынке въездного туризма не произошло не только ни одного банкротства туроператора, но даже просто страхового случая», – пояснил Юрий Барзыкин.
Согласно поправкам, оптимизируется также шкала финансовых гарантий в зависимости от оборота туроператоров. Для тех, у кого годовой оборот не более 250 млн. рублей, их размер составит 30 млн. рублей. При оборотах более 250 млн. размер фингарантий должен составить 12% от объема реализации. Таким образом, вырастет нагрузка на крупный бизнес, с которым и были связаны основные проблемы и банкротства в последние годы. Для малого и среднего бизнеса практически ничего не изменится. «12% – немалая величина, но и ее удалось отстоять с трудом, так как предлагались худшие варианты», – уточнил г-н Барзыкин.
Самое важное новшество – в отрасли создается обязательный компенсационный фонд, в который туроператоры обязаны отчислять 0,1% от оборота на экстренную помощь туристам за рубежом, но не менее 100 тыс. рублей, плюс еще до 0,05% – на содержание аппарата. В РСТ считают, что это также – дополнительное финансовое бремя для компаний, однако Госдума, понимая это, пошла на некоторые уступки. В частности, законом предусматривается, что правительство РФ вправе уменьшить размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров на очередной финансовый год, если в предшествующий год выплат из него не было. Кроме того, взносы на содержание, обозначенные «до 0,05% от оборота», также могут взиматься по минимальной ставке, если так решит отраслевое сообщество. Порядок и условия финансирования из этого компенсационного фонда расходов на оказание экстренной помощи туристам определяются правительством РФ.
Закон предусматривает также возможность использования средств компенсационного фонда по решению его руководящих органов и правительства в дополнительные объекты. «На наш взгляд, это положение размывает целевую направленность фонда, тем более что объединение операторов, при котором он создается, является некоммерческой организацией. Однако это все-таки было принято Госдумой», – пояснил Юрий Барзыкин.
С созданием фонда связано и такое абсолютное новшество, как отдельная статья в Налоговом кодексе о льготном налогообложении взносов туроператоров в компенсационный фонд. По словам Юрия Барзыкина, это – интересный прецедент, который можно было бы использовать в дальнейшей работе над отраслевым законом. Правда, пока неизвестно, учитывая противодействие Минфина, доживет ли эта поправка до третьего чтения.
Одновременно усиливается ответственность туроператоров за свой продукт. В частности, при реализации турагентом продукта от своего имени в договоре с туристом должен быть указан туроператор, сформировавший этот продукт, а также способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта). В свою очередь, на сайте оператора должен приводиться перечень агентств, с которыми он сотрудничает. Важное новшество – введение уведомительного характера регистрации турагентств, что поможет упорядочить ситуацию на розничном рынке и установить контроль за ним.
В РСТ считают, что новый законопроект несет в себе много плюсов. Тем не менее, нельзя отрицать, что с принятием всех этих поправок общая финансовая нагрузка на бизнес возрастет. «Мы продолжим совершенствование закона, потому что нынешние поправки работают на защиту потребителя, но во многом обременяют бизнес. Если бы отчисления в фонд равнялись 0,1% от оборота, а не 0,15%, как приняла Госдума, то общая нагрузка на туроператоров бы осталась прежней, потому что размер фингарантий для небольших туроператоров, благодаря закону, снизился. Среди других направлений нашей будущей работы над законом – упорядочивание розничного рынка», – сказал вице-президент РСТ.
Но главное, по его словам, что и в дальнейшем нельзя передоверять свою судьбу чиновникам. Опыт показывает, что когда они действуют в одиночку, без бизнеса, законы могут быть принято совершенно разрушительные для отрасли, так что дальнейшая законотворческая работа, а также создание фонда должны проводиться при тесном взаимодействии бизнеса и власти.