В Москве прошел Гайдаровский форум, собравший экспертов, чиновников и бизнесменов, которые своей деятельностью способны оказать влияние на социально-экономическое развитие регионов и государств. В его рамках состоялась панельная дискуссия «Индустрия гостеприимства: потенциал и перспективы развития», где активно обсуждались вопросы молодежного туризма в России.
В дискуссии приняли участие представители Росмолодежи, Ростуризма, Центра молодежного туризма (ЦМТ), Газпромбанка, РАНХиГС, Российского союза молодежи.
Директор ЦМТ Вадим Кокорев в своем выступлении обозначил важнейшую задачу ближайших лет – сделать молодежь полноправным участником туристического рынка. «Неважно, проектируете вы вагон с РЖД, создаете молодежный путеводитель по Северному Кавказу или разрабатываете VR-игру по Волгограду для ребят-инвалидов. Если не привлечь новое поколение к развитию туризма в России, высок риск, что приоритетом оно выберет путешествия за рубеж», – сказал он.
Нет простого рецепта, как повысить доступность и привлекательность путешествий по России. Зато есть ряд решений и форматов, которые уже более пяти лет использует в своей работе команда ЦМТ. Вот наиболее яркие из них.
Акселерация туристических инициатив осуществляется на примере «Ночей над Волгой» – проекта, направленного на популяризацию туризма и путешествий по Волге. Это – система наставничества и обучения, в рамках которой проекты участников от идеи переходят в стадию реализации.
Идея вовлечения студентов в мир путешествий по России реализована через Welcome-центры – сеть студенческих объединений на базе ведущих университетов России. Резиденты Welcome-центров развивают туризм своего региона, создавая экскурсии, квесты и иные мероприятия. Они также организуют экскурсионные туры для резидентов из других городов, что делает такие путешествия с одной стороны молодежными, а с другой – дают студентам экскурсионную практику.
За осмысленное волонтерство в сфере сохранения культурного наследия отвечает «Культурный патруль». Молодые люди от Калининграда до Хабаровска участвуют в реставрационных работах, читают лекции и объясняют горожанам, почему заботиться о наследии – это важно.
Еще один ключевой элемент в развитии туризма – создание и распространение трэвел-контента самой молодежью. Этой задачей занимаются «Маршруты России» – совместный проект Росмолодежи и ЦМТ. Его задача – рассказывать о труднодоступных местах. Каждое лето проводятся экспедиции, в которых команды блогеров, фотографов, журналистов и видеографов исследуют Россию и рассказывают об этой территории через медиа-контент.
Не менее важно обучение в туризме – этим занимаются форумная кампания Росмолодежи и партнерские проекты с ведущими университетами России. Значимым фактором является и повышение финансовой грамотности молодежи, что ведет к росту потребительской осознанности путешествующих по России. Такое партнерство ЦМТ планирует по проекту «Финквесты», которые проводятся совместно с Экономическим факультетом МГУ и Министерством финансов РФ.
«Мы должны слышать молодежь, поддерживать ее и полноценно выводить в рынок, давая ей право голоса, право самой участвовать в развитии туризма в России» – подвел итоги Вадим Кокорев.
Фото: RATA-news