В какую сторону направлен вектор развития туризма в Архангельской области?

О развитии туризма в Архангельской области региональная власть говорит много, организует различные форумы, конкурсы и прочие проекты и посиделки. Однако, разговоры не приводят к прорыву, и «вектор развития» туризма в Поморье, увы, демонстративно направлен в сторону противоположную этому самому развитию.

Внутренний туризм в Архангельской области, как и наш северный климат, полон неожиданностей и сюрпризов, с той только разницей, что эти неожиданности и сюрпризы преподносит не природа, а… административное участие или неучастие в решении туристских проблем. Прошло 6 лет со дня второго международного туристского форума «Северный вектор развития туризма» в Архангельске, когда одна из чиновниц областной администрации заявила во всеуслышание: «Архангельская область в контексте развития туризма очень привлекательный регион… Необходим инновационный подход к развитию туризма в регионе…» И ещё о том, что с 2009 года прослеживается положительная динамика в увеличении числа иностранных туристов…

Немногочисленные фирмы, специализирующиеся на внутреннем туризме и входящие в состав Архангельской региональной туристской ассоциации, восприняли те слова, как руководство к действию и обещание поддержки усилий регионального бизнеса по наполнению «вектора развития» конкретными программами, экскурсионными маршрутами, проектами. И стали работать в заданном направлении — создавать «туристический продукт», основанный на «привлекательности Архангельской области в контексте развития туризма». Однако, путь этот оказался экстремальным. Недоразвитость региональной инфраструктуры, отсутствие внятных планов и перспектив, приправленное административными препонами, а то и просто бездействием со стороны власти, делали свое дело — проблемы накапливались как снежный ком, срывая благие бизнес-намерения и конкретные коммерческие планы. При этом за эти годы так и не сформировался устойчивый диалог между туристскими организациями Архангельской области и профильным Министерством областной администрации, отвечающим за развитие туризма и сохранение, если не ускорение, «векторного движения», о котором так много и… гордо говорит всё та же власть.

А после того, как в 2019 году перед началом летнего сезона была закрыта на ремонт взлётно-посадочная полоса на Соловках — чаша терпения переполнилась. Особенно было удивительно, что ВПП на Соловках поставили на ремонт, не предупредив заранее туристических операторов, уже сформировавших к тому времени турпакет и открывших продажу туров. Никому даже в голову не пришло сделать это!

Правление Архангельской региональной туристской ассоциации приняло решение направить губернатору Архангельской области открытое письмо от имени Ассоциации с просьбой обратить пристальное внимание на решение накапливающихся как снежный ком проблем. К этому вопросу Архангельский туристический бизнес подошел серьезно и основательно: начались многочисленные консультации, обсуждения. «Ведь не просто хотим письмо написать, мол, всё у нас плохо, тем более, что это не так. Есть ключевые вопросы, которые надо решать, помехи, которые можно устранить только при поддержке со стороны власти. А мы уж наляжем, поднажмем, вложимся — и узнает о „векторе развития туризма в Архангельской области“ вся Россия. Да что там Россия! Весь мир! И полетят к нам, и поедут, и поплывут туристы со всех концов планеты Земля…» — говорили в правлении АРТА. Конечно, попахивает такой подход Нью-Васюками — но как без веры, без мечты можно хорошее дело сделать?!

А между тем, пока готовилось письмо, 2019 год добавлял сюрприз за сюрпризом. Практически сорвалась туристическая программа на Кий-остров: оставили на рейсе один «кораблик», да и тот неполноценный катерок — чуть заштормило и отбой рейсу. Один заезд задержали на три дня. А там уже следующий на подходе — люди прилетели, приехали и других регионов. Так что проще честно сказать «извините» и вернуть деньги.

Не успели накатать туристический тур на водном маршруте Архангельск-Северодвинск-Архангельск, по которому последний в России действующий пароход-колёсник ходил около сорока лет, как — опаньки! — капитан Архангельского порта наложил запрет, потому что, видите ли, не внесен этот маршрут в список водных путей России. Куда смотрели без малого сорок лет, спрашивается? Сюда и смотрели, и разрешали преспокойненько ходить «Гоголю» и с пассажирами, и без. Кинулись организаторы тура было к региональной власти, а те руками развели: что ж мы-то можем сразу, тут время надо и, может, не один год. И, ведь, не поспоришь: им действительно нужен не один год, чтобы с бумажкой казённой справиться. Это как с Красной пристанью, которую отремонтировали пять лет назад, а она всё ещё… не пристань. Потому что бумажка соответствующая не издана…

А как ждали первый пилотный караванинг с немецкими туристами по маршруту Онега-Каргополь-Архангельск! Какие перспективы для «вектора развития туризма» Архангельской области открывались! Первые в России на такой проект подписались, сертифицировать маршрут собирались. Сибирь нам завидовала. Да что Сибирь — вся Россия! Но не тут-то было: Нёнокса, испытания, ракета, взрыв… Друг России Трамп не преминул выступить по поводу радиации… Беда, конечно, форс-мажор. Но, вроде как не так всё, как рисуют «из-за бугра». Однако европейский турист — он прежде всего человек, и жизнь свою ценит, и попусту рисковать не хочет. Даже ради автомобильного тура по привлекательной Архангельской области. И надо сказать, не только иностранцы не собираются рисковать собой на благо «вектора развития нашего туризма», но и туристы из других регионов России. Так что пошли отказы и от малочисленных не дешёвых вертолётных туров на популярные Соловки (после закрытия полосы, это единственный воздушно-транспортный вариант добраться до острова). «Вы хоть слово молвите, успокойте туристов. А ещё лучше в Нёноксу съездите — покажите, что всё ок» — попытались было обратиться Архангельские туроператоры к чиновникам. «Роспотребнадзор всё всем объяснил», — ответили из областного Минкульта.

Всё вышеизложенное, на мой взгляд, говорит не о наличии многочисленных экономических проблем в развитии туризма в Архангельской области. Напротив, при заинтересованности со стороны бизнеса они вполне решаемы. Вот ведь открывают новые туры, привлекают западных партнеров — что это как не инвестиции? Но как инвестировать, когда нет главного, того, без чего «вектор развития регионального туризма» не движется в заданном направлении — вперёд? Нет диалога между властью и туристическим бизнесом. Может, открытое письмо поможет его начать? Хотелось бы надеяться.

Александр ЦВЕТ

Фото tourpedia.ru

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Сентябрь 20, 2019 - 09:30

Какие тренды определят развитие туризма на ближайшие годы, и на что придется обратить внимание российскому туристическому рынку с нашими особенностями развития? На эти вопросы постарались ответить эксперты отрасли на пленарном заседании «Новый взгляд на туристическую индустрию», состоявшемся в рамках выставки «Отдых», прошедшей на прошлой неделе.

 

Сентябрь 19, 2019 - 09:50

Накануне высокого сезона туроператоры отмечают рост продаж в Израиль по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целом неплохо прошло и лето. По оценкам экспертов, объемы могли бы быть и выше, однако росту турпотока реально мешают участившиеся случаи депортации российских туристов из аэропортов прибытия в Израиль.

 

Сентябрь 19, 2019 - 08:32

Эксперты туррынка полагают, что громкое заявление вице-премьера Татьяны Голиковой о новом соглашении между Россией и Китаем в сфере туризма вызвано либо «незнанием темы» со стороны её референтов, либо попыткой использования её авторитета для продвижения невыгодного отечественному бизнесу нового межгосударственного соглашения со стороны бенефициаров этого документа. Тем не менее, это заявление высокопоставленного чиновника вызвало острую реакцию российских турфирм и компаний, специализирующихся на обслуживании китайских туристов.

 

Сентябрь 18, 2019 - 09:39

В наши дни трудно найти человека, который не слышал о Великом шелковом пути. Инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина «Пояс и Путь» не только вернула живой интерес к истории его формирования, но и придала мощный импульс для его возрождения в третьем тысячелетии, развития широкого диалога между цивилизациями, международного сотрудничества в сфере торговли и экономики, в культурной и гуманитарной областях.