Популярность поездов как в России, так и за ее пределами до сих пор остается чрезвычайно высокой: многие думают, что доехать до нужного места по железной дороге всегда выгоднее, чем долететь туда самолетом.
На самом деле все давно не так, и подчас гораздо дешевле добраться по воздуху: в каждом конкретном случае стоит проверить разные варианты.
Предположим, вам требуется добраться из Петербурга в Сочи в середине марта 2016 года: вы едете туда на неделю покататься на лыжах или отдохнуть в санатории. Отправляетесь в дорогу 17-го, намереваясь выехать обратно 24-го.
Для начала ищем подходящий вариант на сайте Российских железных дорог (РЖД). По состоянию на середину февраля в фирменном поезде билет туда стоит 3219 (плацкарт), 4263 (купе) и 9672 рубля (СВ). Причем плацкартных билетов мало. Обратно, 24-го, плацкарт «тянет» уже на 4448 рублей, а купе – на 5380 (СВ нет). И билетов опять же всего несколько десятков. Итого как минимум около 7,6 тыс. рублей, и дорога займет 40 – 45 часов. В пути дополнительные траты тоже обязательно будут – в поезде почему-то всегда есть хочется, особенно то, что выносят к перрону местные жители. Поездка в купе обойдется заметно дороже: только за билеты туда и обратно придется выложить около 9,6 тыс. рублей.
А если по воздуху? С помощью одной из поисковых систем по маршруту Петербург – Сочи на те же даты получаем интересную информацию: если лететь с пересадкой в Москве (она занимает час-два), то, отправившись из Питера, в Сочи можно быть уже через 5 – 6 часов. Обратно – почти то же самое время. За все про все (то есть туда и обратно) вы заплатите около 7,8 тыс. рублей. То есть практически столько же, сколько отдадите за проезд в плацкартном вагоне. А если выберете прямой рейс (без пересадки, в обе стороны по 3 часа), он обойдется от 12 до 13,5 тыс. рублей.
Думаете, это касается только направлений типа Сочи? Вовсе нет. Например, на те же даты в середине марта из Питера в Екатеринбург можно приблизительно за одни и те же деньги (от 5 тыс. рублей) 35 часов ехать в поезде или... 3 часа лететь самолетом. Причем если поезд будет фирменным, а авиакомпания-перевозчик – низкобюджетной (такая возможность сейчас есть), то вовсе не исключен вариант, когда по цене самолет окажется предпочтительнее. Если же вести речь о Сибири, то тут при сравнимой цене разница во времени между поездкой по «железке» и перелетом окажется явно не в пользу первой.
Можно ли сэкономить при покупке железнодорожного билета? Теоретически – да. Как известно, РЖД использует систему индексов изменения тарифов на проезд в поездах дальнего следования, которую можно найти на интернет-сайте Федеральной пассажирской компании (ФПК). В 2016 году, например, ее билеты в периоды с 24 февраля по 3 марта, с 9 марта по 28 апреля, с 1 октября по 2 ноября и с 7 ноября по 16 декабря обойдутся на 10% дешевле. Но с 19 по 23 февраля, с 4 по 8 марта, с 29 апреля по 9 мая, с 27 мая по 9 июня, а также с 3 по 6 ноября и 29 – 30 декабря они окажутся на 15% дороже обычного тарифа.
Однако и это не все. ФПК внедряет принцип динамического ценообразования, согласно которому на конкретном направлении могут действовать свои тарифные планы, сформированные с учетом сезона, дня недели и объемов перевозок. Эта система работает примерно так же, как и в авиации: по мере заполнения мест в вагонах и роста спроса стоимость билетов может увеличиваться. И чем ближе к дате выезда, тем в большую сумму вам обойдется поездка. Вместе с тем нередко ФПК, как и другие перевозчики, проводит билетные «распродажи», когда в отдельные периоды времени скидка, к примеру, на верхние места в купейных вагонах достигает 30% от номинала.
«Если на маршруте путешествия есть альтернативные варианты, всегда изучаю все из них, – говорит по этому поводу бывалый питерский турист Сергей Семенов. – Потому что, сдвинув срок начала поездки даже на 1 – 2 дня или заменив один вид транспорта на другой, можно серьезно выиграть если не во времени, так в цене». Причем, по его мнению, на относительно коротких (до 1 тыс. км) расстояниях вполне можно комбинировать любые виды транспорта (включая и автомобильный), а вот на более длинных самолет все же оказывается предпочтительнее.
Что касается «воздуха», то, вопреки ожиданиям, после краха «Трансаэро» стоимость авиабилетов на перелеты внутри России не только не выросла, но даже несколько снизилась. «В сдерживании роста их стоимости заинтересованы прежде всего сами авиаперевозчики, стремящиеся сохранить долю рынка на фоне снижения покупательской способности россиян», – считает генеральный директор компании Biletix Александр Сизинцев.
Причем даже на длинных маршрутах сейчас присутствуют и «плоские» тарифы. В этом случае стоимость билета за перелет остается стабильной, но вернуть деньги при отказе от полета не удастся. «Плоские» тарифы действуют на рейсах одного из российских перевозчиков только из Москвы в Калининград, Крым и города Дальнего Востока. В результате на Камчатку есть возможность слетать (туда и обратно) за 20 тыс. рублей.
Поэтому, прежде чем отправляться в путь-дорогу, стоит трезво оценить ее стоимость. И, возможно, дорого заплатить за перелет в конечном итоге окажется дешевле, чем дешево ехать несколько суток на поезде.