Официальный старт навигации на реках и каналах города дан 18 апреля. Соответствующее распоряжение издал комитет по транспортно-транзитной политике Петербурга. «Прогулочный» сезон на реках и каналах, который едва успел начаться, уже омрачили конфликты судовладельцев и контролирующих органов. В минувшие выходные контролеры вышли на охоту за «нетерпеливыми» капитанами. Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в Управлении на транспорте МВД РФ по СЗФО, в рамках первого рейда задержали три судна. На «речных трамвайчиках» катали туристов за 500 рублей с человека.
Главная претензия – выход на воду до официального открытия навигации. Как пояснили в пресс-службе Управления, это очень опасно, ведь на пути судна может оказаться льдина и повредить корпус корабля. Также выяснилось, что «необходимых документов» на руках у капитанов не оказалось. Теперь им грозит ответственность по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Судовладельцам есть чем ответить на претензии контролеров. Как сообщили «БалтИнфо» представители компаний-перевозчиков, с их точки зрения, местные власти не вправе выдавать разрешения на навигацию по рекам и каналам: судовладелец может сам решать, когда выходить в рейс. Это далеко не единственное «яблоко раздора» судовладельцев и контролирующих органов.
Сколько фуНтов под килем?
Главная задача судовладельца – подготовить флот к «сезону». Руководители компаний заверяют: за техническое состояние «аквапарка» петербуржцы могут не беспокоиться. Как сообщил корреспонденту «БалтИнфо» председатель Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев, эксплуатируемые суда регулярно проходят ремонты и техосвидетельствования. А флот компаний регулярно пополняется. В этом году на реки выйдут три новых теплохода, еще 5-6 судов строятся и в скором времени приступят к работе. Закупались новые суда и в прошлом году, в том числе скоростные катамараны на 80 мест, говорит Зубарев.
Подготовка пассажирского флота к «большой воде» в этом году прошла в условиях тотальных проверок и самих судов, и документации. В прошлом году, после гибели «Булгарии», перевозчиков уже проверили все возможные инстанции (а их больше 20-ти) – в этом году история повторяется. Более того, на федеральном уровне в преддверии навигации ужесточили ряд требований к безопасности судов. Далеко не все процедуры кажутся судовладельцам оправданными: во многих случаях их выполнение выливается в неоправданную трату времени и денег.
Например, сейчас требуют, чтобы в судовые иллюминаторы были вставлены стекла, которые при аварии не разлетаются на мелкие кусочки. Как в автомобилях. Можно заменить обычное стекло на триплекс (двух-трехслойное стекло) или наклеить сверху пленку. Судовладельцы должны представить контролерам документы на стекла. Здесь, рассказали корреспонденту «БалтИнфо» руководители компаний, возникают проблемы.
«У нас было построено восемь судов по утвержденному Регистром проекту. В документах говорится, что на судах установлены триплексы, которые отвечают всем требованиям безопасности. А сейчас просят разработать новую документацию и провести ее экспертизу в фирмах, которые имеют соответствующую аккредитацию. Только за разработку документов берут по 20-25 тысяч рублей», – рассказал корреспонденту «БалтИнфо» владелец одной из старейших судоходных компаний города.
Другое требование – установка новой автоматической системы пожаротушения. Прежде, рассказали судовладельцы, проверялось только наличие огнетушителей. Сейчас же надо разработать проект системы, смонтировать ее и «завизировать», опять же, в определенной фирме. Затраты выливаются в сумму от 50 тыс. до 200 тыс. рублей. «Странно, что эти требования распространятся на все суда, – говорят перевозчики. – У многих из нас корабли, построенные один-два года назад. На момент ввода в эксплуатацию они соответствовали всем нормам, в том числе пожарной безопасности. Это не учитывается».
Излишне зарегламентированы и другие процедуры, связанные с обеспечением безопасности. Например, раньше инспектора сами проверяли работу рации, рассказывают судовладельцы: из рубки связывались по ней с другим судном, и если все работало исправно, ставили штамп в документах. Сейчас, говорят судовладельцы, рацию... не проверяют – вместо этого ее требуют освидетельствовать в аккредитованной фирме. Разумеется, за хорошие деньги. А потом на судне пусть будет хоть «мобильник» вместо рации.
Точно такое же «цивилизованное вымогательство» происходит и в отношении других судовых механизмов, говорят судовладельцы. В итоге забота о безопасности выливается в кипы бумаг и ненужных расходов.
Игра на выбывание
«Сезон работы у нас очень короткий – всего четыре месяца. Из-за того, что подготовка к навигации сейчас требует гораздо больших вложений, мы работаем фактически «в ноль», – жалуются судовладельцы.
По их мнению, если дело так пойдет и дальше, придется повышать цены на билеты (средняя поездка на прогулочном теплоходе по Петербургу – 500 рублей, почти вдвое больше, чем в Париже). Или сворачивать бизнес. В Ассоциации владельцев пассажирских судов не исключают, что уже в этом году рынок могут покинуть ряд компаний. Их место вряд ли кто-то займет, так что «водных аттракционов» для туристов станет меньше, и они, возможно, станут еще дороже.
Но хуже всего, если масса побочных расходов и бумажная волокита вынудит судовладельцев экономить на ключевых факторах безопасности, а именно – на квалифицированном персонале и исправном флоте. «Во главу угла надо ставить заботу о кадрах, подготовке и качестве работы. Если я будут платить капитану, который не один десяток лет водит мое судно, меньше 60 тысяч рублей в месяц, он уйдет. Заменить его будет некем», – заявил корреспонденту «БалтИнфо» один из судовладельцев.
По его словам, именно работа персонала определяет «успешный исход» любой речной прогулки. «Техническое состояние судна – это важное, но не главное. Большинство трагедий происходят по причине человеческого фактора», – рассказал представитель одной из компаний. Например, полтора года назад небольшое судно, выходящее из Зимней канавки, столкнулось с 40-метровым теплоходом. Как оказалось, его капитан не заметил из рубки маленького «собрата», а сигналы по рации почему-то не слушал. Результат – пробоина в борту «большегруза». К счастью, никто не пострадал.
«Каждое утро наши капитаны начинают с небольшого медосмотра – проверяют их самочувствие, меряют давление. Если что-то не так – мы лучше не спустим корабль на воду, чем доведем до ЧП. Точно такие же проверки проходят после «пьяных прогулок» – так мы называем рейсы с молодоженами и их гостями», – говорит один из судовладельцев. Но такой контроль есть не у всех – вот на это и стоило бы обратить внимание контролирующим органам, считают эксперты. Напомним, разбирательства в суде показали, что почти весь экипаж «Булгарии» во время катастрофы был пьян.
...Другая опасность, которая подстерегает экскурсионные суда, – это «дикие» гидроциклисты, заходящие в Неву скоростные «океанские» яхты, а также перевозящие туристов без документов «нелегалы», которые забывают о том, что река – это та же дорога с двусторонним движением.
«Нас душат проверками по разным мелочам, «вытягивают» огромные деньги, но как навести элементарный порядок с движением по реке, никто не знает», – сетуют судовладельцы.