Кассовое самосознание. Предприниматели не хотят платить за изображения достопримечательностей Ростова на сувенирах

Производители и продавцы сувениров с изображением достопримечательностей Ростова намерены добиться изменения закона об авторском праве. Сейчас для изготовления и продажи сувениров с изображениями городских памятников необходимо получать разрешение обладателей авторских прав на эти объекты. При этом сами памятники зачастую находятся на балансе города.

Предприниматели хотят, чтобы авторские права в таких случаях передавались муниципалитету, либо не действовали. В теории муниципалитет может заключить с автором скульптуры лицензионное соглашение на передачу исключительных авторских прав, но на практике сделать это сложно из-за того, что искусствоведческая оценка очень затруднена, говорят юристы.

В Ростове предприниматели туристической отрасли готовят обращение к властям с просьбой изменить закон об авторском праве. Поводом к этому стал эпизод, о котором рассказала на своей странице в Facebook руководитель центра и гендиректор турфирмы «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. По ее словам, в понедельник в туристско-информационном центре Ростова, расположенном в здании железнодорожного вокзала «Ростов-Главный», был продан магнитик с изображением Тачанки — одного из самых известных памятников в области, расположенного на въезде в столицу региона. Сразу после этого в центр вошли полицейские и объявили, что в ходе контрольной закупки подтвердилось наличие здесь контрафактной продукции. Оказалось, что проданный сувенир был создан с нарушением интеллектуальных прав, так как автор изображенной на нем скульптуры не давал разрешения на использование объекта в коммерческих целях. Правоохранители изъяли из центра все сувениры с изображением известных ростовских памятников и скульптур. Теперь руководству центра за продажу контрафакта грозит штраф.

Из рассказов включившихся в обсуждение коллег госпожой Нечипаевой следует, что подобные случаи происходят в Ростове довольно часто. По мнению большинства участников обсуждения, законодательство, защищающее в первую очередь права авторов, несовершенно, и его нужно изменить с учетом интересов организаций, привлекающих туристов в регион.

Мы стремимся повысить туристическую привлекательность региона, а нам не разрешают использовать его символы! Памятники устанавливались в советское время по заказу властей. Скульпторам и архитекторам оплатили их работу, сейчас сооружения находятся на балансе города, так почему за них должны платить авторам? Мы намерены направить запросы властям и в итоге добиться изменения законодательства»,— заявила госпожа Нечепаева.

Как выяснил “Ъ-Юг”, авторские права на памятники Ростова принадлежат непосредственно скульпторам и архитекторам, а также их наследникам или лицам и организациям, которые смогли эти права выкупить. Однако в регионе с 2012 года существует общественная организация по коллективному управлению авторскими правами Bona Fides, с которой сотрудничает большинство авторов. Именно она занимается мониторингом рынка и выявляет факты незаконного использования изображений памятников на сувенирах, в календарях, буклетах и даже этикетках продуктов. Как рассказал член правления Bona Fides, доктор юридических наук Марат Евтушенко, когда сотрудники организации видят где-либо изображения памятника, они связываются с правообладателем и узнают, позволил ли он его использовать. «Если нет, автор сам решает, что делать: закрыть на это глаза, договориться с производителем о заключении договора или обратиться в суд.

Если предприниматель соглашается заключить договор на использование изображения, то, по закону, он должен выплатить авторский гонорар, который составляет до 6% от продажной стоимости продукции, содержащей изображение созданного им произведения

В ином случае дело доходит до суда. В 2019 году было около 89 подобных дел. В среднем удается взыскать с предпринимателей около 15 тыс. руб. за каждый выявленный случай незаконного использования объектов авторского права»,— рассказал Марат Евтушенко.

Господин Евтушенко отмечает, что в идеале предприниматели должны заключить лицензионное соглашение с автором или представляющим его интересы союзом до начала выпуска продукции. «По деньгам это обойдется предпринимателю гораздо дешевле, чем если дело дойдет до суда. Хотите вы сделать 100 магнитов по 100 руб.— заплатите автору 600 руб., разве это сложно?»,— говорит Марат Евтушенко.

Он также пояснил, что скульптура и фотография скульптуры — это два самостоятельных произведения, вполне возможно, двух разных авторов, поэтому если на сувенир помещается, например, фото Тачанки, то эти 600 руб. будут поделены между скульптором и фотографом. «Точно так же, как если вы делаете каталог одежды, вы оплачиваете работу и модели, и фотографа»,— поясняет он.

Согласно статье 1281 ГК РФ, срок охраны авторских прав составляет всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. Поэтому напечатать календарь с картинами Шишкина при условии лишь указания имени автора можно, а вот за календарь с изображениями памятниками Ростова придется заплатить скульпторам.

Марат Евтушенко утверждает, что авторский союз всегда учитывает интересы предпринимателей, и случаев отказа заключения договоров на использование изображения скульптур он не помнит.

По нашим данным, некоторые предприниматели хотели бы заключить контракты, но «Бона Фидэс» не идет на встречу. Им выгоднее отказать, больше денег получат через суд. Мы принципиально не будем этого делать, так как считаем, что памятники принадлежат городу и, следовательно, могут и должны использоваться в его пользу»,— возражает Татьяна Нечипаева.

По ее словам, сувенирная продукция с изображением памятников не пользуется большим спросом, поэтому много заработать на ней невозможно.

Старший юрист адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко отмечает отсутствие противоречия в том, что памятник содержится за счет бюджета города, а распоряжается его использованием обладатель авторских прав. «Право на объект никак не связано с авторским правом, эти вещи четко разделены в законе. В теории муниципалитет может заключить с автором скульптуры лицензионное соглашение на передачу исключительных авторских прав. А дальше распоряжаться ими по своему усмотрению — или самому брать деньги с предпринимателей, или разрешить им безвозмездное использование. Но на практике выкупить права сложно из-за того, что искусствоведческая оценка очень затруднена. Экспертов-оценщиков в этой сфере мало, а их услуги стоят дорого. Недвижимость, например, оценивают по аналогам, этот рынок в целом развит, а с предметами искусства история противоположная»,— пояснил эксперт, отметив, что изображения предметов искусства можно использовать, не выплачивая гонорары авторам, если делать это не в коммерческих целях. Например, печатать в учебниках истории.

Кристина Федичкина

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 2, 2020 - 03:10

1 апреля 2020 года-Всемирная туристская организация (ЮНВТО) опубликовала ряд рекомендаций, призывающих к срочной и решительной поддержке, чтобы помочь глобальному туристическому сектору не только оправиться от беспрецедентной проблемы COVID-19, но и "лучше расти".

 

Март 26, 2020 - 11:08

В Приморском крае принят пакет мер по защите турбизнеса от последствий коронавируса.

 

Март 26, 2020 - 10:49

Перед лицом беспрецедентной проблемы Всемирная туристская организация (UNWTO) при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) призывает новаторов и предпринимателей выдвигать новые решения, которые помогут сектору туризма оправиться от COVID-19.