Владельца туроператора, от которого пострадали сотни верующих, ищут УБЭП Татарстана, следком и ФСБ России.
Правоохранительные органы Татарстана объявили в федеральный розыск владельца туроператора «Урал Сервис» Ильяса Янгуразова. По данным «БИЗНЕС Online», он обещал мусульманам РТ и соседних регионов отправить их в хадж-2017, но в итоге скрылся, оставив ни с чем людей, среди которых много пожилых, годами копивших на свою мечту. На этом фоне Госдума РФ принимает законопроект, запрещающий обычным турфирмам продавать паломнические «путевки».
В федеральный розыск объявлен известный организатор мусульманских паломничеств, владелец турфирмы «Урал Сервис» Ильяс Янгуразов. По данным собеседников «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах, его поисками занимаются оперативники управления экономической безопасности МВД Татарстана, следователи СК и сотрудники ФСБ.
Янгуразов — главный фигурант уникального уголовного дела, которое, как теперь выяснилось, расследуется еще с февраля прошлого года. По данным источников нашего издания, несколько десятков татарстанских верующих обратились в МВД республики с заявлением о мошенничестве со стороны ООО «Урал Сервис», которое предлагало организацию религиозного паломничества. Речь идет о хадже — посещении Мекки.
Фото предоставлено МВД по РТ
Единственным владельцем и руководителем «Урал Сервис» является Янгуразов, который по словам наших собеседников, занимался организацией паломнических поездок с 2012 года. До определенного момента этот бизнес работал стабильно. Но в 2016 году «Урал Сервис» лишился своеобразной аккредитации — компанию исключили из неофициального списка хадж-операторов, уполномоченных заниматься организацией паломнических поездок в Мекку. По словам источников нашего издания, решение об отзыве «хадж-лицензии» «Урал Сервиса» принимал заместитель председателя Совета Федерации РФ Ильяс Умаханов. Он занимает пост уполномоченного по делам хаджа при правительстве РФ.
Именно сенатор от Дагестана занимается распределением квот на хадж, выделяемых России королем Саудовской Аравии. Квоты делятся между крупнейшими духовными управлениями мусульман России. Как объяснил нашему изданию помощник Умаханова Михаил Чернышов, вице-спикер СФ ежегодно подписывает соглашение с саудовским министром по хаджу. В договорах, которые Умаханов заключает с саудовским министром, прописывается число граждан России, которых в Саудовской Аравии готовы принимать для совершения паломничества в Мекку. В прошлом году России предоставили 20,5 тысяч квот — рассчет происходит по формуле: «1 квота на тысячу мусульман». После этого происходит распределение квот между ведущими ДУМ нашей страны.
«Согласно установленному порядку туристическая фирма получает хадж-аккредитацию только по рекомендации одного из ведущих духовных управлений мусульман», — объяснил Чернышов. Сам Умаханов находится сейчас на больничном и для комментариев недоступен.
Дважды в год Хадж Миссия собирается на совещание под председательством Умаханова, сначала обсуждается подготовка к хаджу, затем — подводятся итоги. В ходе последнего совещания, 25 сентября прошлого года, руководитель Хадж Миссии Магомед Гамзаев обратил внимание на растущее число «кинутых» паломников. «Ежегодно мы получаем письма от обманутых паломников, — цитирует Гамзаева сайт организации. — В России документы паломников собирают турфирмы, которые не являются хадж-операторами, в результате чего верующие не только не могут совершить хадж, но и не в состоянии вернуть свои денежные средства».
По нашим данным, формальным поводом исключить «Урал Сервис» из числа официальных хадж-операторов стали «систематические финансовые нарушения перед саудовской стороной».
Но, несмотря на «отзыв лицензии», Янгуразов как ни в чем не бывало продолжил собирать деньги с клиентов для отправки паломников в Хадж-2017. Благо, что за несколько лет работы «Урал Сервис» наработал внушительную — по меркам сферы — клиентскую базу. Основными клиентами Янгуразова были старики из отдаленных сел Татарстана и соседних регионов. Срабатывал эффект «сарафанного радио»: «Урал Сервис» мусульманам рекомендовали те, кто с помощью этой турфирмы ранее отправился в хадж. Стоимость поездки в Мекку через компанию Янгуразова в 2017 году оценивалась, по данным наших собеседников, в сумму от 120 до 160 тыс рублей.
По версии следствия, лишенный «лицензии» Янгуразов в 2017 году и не собирался никого отправлять в Мекку. За 2-3 дня до назначенной даты вылета он и персонал «Урал Сервиса» обзванивали клиентов, сообщая: дескать, во въезде в Саудовскую Аравию вам отказано, но компания готова предложить умру — так называемый малый хадж, поездку по священным для мусульман местам в другой период. Кто-то соглашался, кто-то отказывался. Однако «отказники» своих денег так и не увидели.
По другой версии, описанной источником «БИЗНЕС Online» в мусульманской среде, Янгуразов никого кидать не хотел, а полагался на устные договоренности с духовными управлениями мусульман, с которыми бизнесмен работал ранее. Проще говоря, он планировал провести своих клиентов по не выбранным квотам других операторов. Но что-то пошло не так.
Проблема в том, что никакой лицензии на отправку паломников в хадж официально не существует. Да и понятие «квота» в данном случае тоже виртуально. К примеру, в 2017 году Татарстану вроде бы досталось 1 тыс. 200 квот на паломничество в Мекку.
«Это не значит, что республике передали 1200 каких-то документов. Просто когда из Татарстана в саудовское посольство в Москве приходят загранпаспорта паломников, они вычитаются из рассчитанной самими саудовцами условной татарстанской квоты в 1200 человк», — объясняет запутанный механизм наш собеседник.
Когда учитываемый саудовскими дипломатами лимит исчерпывается, посольство и консульства Саудовской Аравии в России начинают отказывать в выдаче виз в период Курбан-байрама. При этом квот для конкретных регионов РФ на деле нет. Квоты предоставляются операторам, уполномоченным различными духовными управлениями мусульман России. Это и обеспечивало широкое поле для маневра бизнесменам, зарабатывающим на паломничестве.
Всего в России действует всего лишь 8 аккредитованных туроператоров, отправляющих паломников в хадж. Все они перечислены на сайте Хадж Миссии РФ. Это «АВН ТУР», работающий в Крыму; «аль Амана» из Чечни; официальный хадж-оператор Центрального ДУМ России «Булгар Тур»; «КАВКАЗ» и «Марва» из Дагестана; московские «Муслим Тур» и «Умма тур». И наконец — «ДУМ РТ Хадж», который основан в 2012 году, руководит татарстанским хадж-оператором Ранис Вахитов. Наши источники считают, что своих клиентов Янгуразов рассчитывал оформлять в том числе и по его по квотам. Тем более что в последние года «ДУМ РТ Хадж», по некоторым данным, своими силами не выбирал примерно четверть квоты.
Бизнес Янгуразова и ему подобных, по словам наших источников, выглядит так: у официальных хадж-операторов часто наблюдается недобор паломников. Посредник обращается к уполномоченной тем или иным ДУМ компании и выкупает у нее часть квоты. Однако в 2017 году официальные операторы паломничества в Мекку, судя по всему, в последний момент полностью выбрали квоты. В итоге клиенты «Урал Сервиса» оказались за бортом. При этом вернуть уже переведенные саудовским контрагентам деньги за авиабилеты и проживание в Мекке — задача практически невыполнимая, отмечает один из собеседников нашего издания. «Для Саудовской Аравии паломнический туризм в период Курбан-байрама — одна из важнейших доходных статей бюджета. Гостиницы просто так не откажутся от оплаченных номеров, максимум — предложат сдвинуть сроки проживания», — объясняет он.
Наше издание обратилось за комментарием в ДУМ РТ. На несколько наших вопросов пришел один лаконичный ответ. «Информация [о сотрудничестве с Янгуразовым] не соответствует действительности. Хадж-оператор ООО „ДУМ РТ Хадж“ никаких договоренностей с компанией „Урал Сервис“ не имел и не имеет», — сообщили нам в пресс-службе религиозной организации. Иными словами, устные договоренности, если они и были, к делу не подошьешь и в суд с ними не пойдешь.
Узнать позицию самого Янгуразова не представляется возможным. О нем вообще известно крайне мало. В феврале Янгуразову исполнится 35 лет, он уроженец Пензенской области, жил преимущественно в Москве, часто бывал в Казани и Уфе.
ООО «Урал Сервис» учреждено в мае 2013 года, на тот момент Янгуразов уже занимался бизнесом на паломничестве. Он указан в качестве единственного учредителя и собственника компании с уставным капиталом в 10 тыс рублей. Финансовые показатели туроператора выглядят странно: выручка за 2017 год, по данным портала «Контур-Фокус», составила якобы лишь 4,5 млн рублей, данных за 2016 год и вовсе нет. Хотя, по словам одного из источников нашего издания, знакомых с ходом расследования, реальная выручка скандального туроператора могла составлять порядка 80-90 млн рублей в год. Почему эти суммы не указаны в официальной базе финансовых показателей? Наш собеседник объясняет: большая часть клиентов переводила деньги за путевки не на рассчетный счет организации, а напрямую на личную банковскую карту Янгуразова или вносила наличными.
Между тем в базе «Контур-Фокус» содержится примечательный иск, который рассматривался в Арбитражном суде Ямало-Ненецкого автономного округа. С претензией к «Урал Сервису» выступило местное региональное духовное управление мусульман. В иске указано, что в июле 2017 года между РДУМ и «Урал Сервисом» был заключен договор на сумму в 2,5 млн рублей. За эти деньги «Урал Сервис» обязывался организовать Ямало-Ненецкому управлению мусульман паломнический тур на 20 человек. Деньги перечислялись по предоплате — и оказались на счету организации Янгуразова через пару недель после заключения договора. Но соглашение так и не было исполнено. В декабре 2017 года РДУМ по Ямало-Ненецкому округу обратилось к «Урал-Сервису» с досудебной претензией и попросило вернуть деньги.
«Представитель истца пояснил, что ответчик после получения претензии, устно обещал выполнить условия договора, письменного ответа предоставлено не было, — указано в постановлении суда. — Поскольку услуги по договору ответчиком до настоящего времени не оказаны, и ответчик добровольно не возвратил сумму предоплаты, истец обратился в арбитражный суд».
В итоге истец смог подтвердить факт перевода денежных средств, а суд встал на его защиту. Решение не в пользу Янгуразова вынесли 22 ноября 2018 года. Правда к тому моменту он уже был в бегах.
О том, что бизнесмен объявлен в федеральный розыск, на этой неделе официально заявило МВД Татарстана, которое расследует первое уголовное дело в отношении «Урал Сервиса» и его владельца. Между тем, об исчезновении Янгуразова стало известно еще прошлым летом — после обысков в офисе «Урал Сервиса» на Новой Переведеновской улице в одном из центральных районов Москвы. В ходе выездного оперативного мероприятия сотрудники управления экономической безопасности МВД РТ обнаружили в московском офисе компании несколько компьютеров с бухгалтерией, черновые записи, учредительные документы и 101 заграничный паспорт граждан России. А вот руководителей компании на месте не оказалось.
На данный момент уголовное дело состоит из 35 эпизодов мошенничества. Все потерпевшие — жители Татарстана. Дело расследуется в отделе следственного комитета по Приволжскому району Казани. Обращались ли потерпевшие с исковыми заявлениями к «Урал Сервис» в гражданском порядке — наши источники не раскрывают. Однако отмечают, что следователи усмотрели в действиях Янгуразова также признаки злоупотребления полномочиями. Обе статьи в максимальной квалификации грозят лишением свободы сроком до 10 лет.
В ходе расследования стало понятно: число потерпевших и география преступлений куда обширнее. К расследованию подключились сотрудники ФСБ. «Как минимум есть еще 250 пострадавших верующих из Башкортостана. Они также хотели поехать в хадж через „Урал Сервис“ в 2017 году, но из страны так и не выехали», — говорит один из собеседников нашего издания. «Общее число обманутых, по оперативным данным, исчисляется сотнями», — добавляет тот же источник, утверждая, что всего, по данным правоохранительных органов, «Урал Сервис» присвоил деньги примерно 600 паломников, так не отправившихся в хадж.
Сумма нанесенного «Урал Сервисом» ущерба нашими источниками не называется. Однако легко посчитать, что при цене поездки в 120 тыс. рублей общий ущерб для 600 поломников можно оценить минимум в 72 млн рублей.
О проблемах «Урал Сервиса» в августе и октябре прошлого года рассказывал на страницах нашего издания известный мусульманский общественный деятель Рустам Батыр. Также он упоминал проблемы паломников, столкнувшихся с туроператором ООО «Хадж-Фонд». В одной из публикаций Батыр, ссылаясь на руководителя исламского правозащитного центра ДУМ «Ассоциация мечетей России» Газали Куканшоева, рассказывает, что «Урал Сервис» имел определенные выходы на руководство Духовного собрания мусульман России и лично его руководителя Альбира Крганова, благодаря этому получал квоты для своих клиентов. Однако в какой-то момент сотрудничество прервалось, клиенты Янгуразова остались без квот. Сам Крганов в беседе с Батыром любые связи с Янгуразовым опроверг. «Мы по вопросам хаджа работаем только с „Умма тур“», — подчеркнул муфтий.
«Кто бы ни был виноват в случившемся, мы имеем следующую ситуацию: сотни мусульман, в том числе из Татарстана, оказались обманутыми. Возможно, на самом деле и не было никакого злонамеренного обмана, а имели место организационный бардак и неразбериха с квотами. Как бы там ни было, мусульмане, заплатившие деньги, не смогли исполнить свою заветную мечту и отправиться к святым местам. Среди них много бабушек и дедушек, которые копили на хадж долгие годы, откладывая по крохам со своих скромных пенсий», — резюмирует автор публикации.
На пике скандала с мошенничеством вокруг отправки паломников в Мекку с законодательной инициативой выступили депутаты Госдумы РФ. 10 января в первом чтении были приняты изменения в базовый закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Суть поправок сводится к следующему: паломничество (вне зависимости от конфессии) получит четкий правовой статус, соответствующие услуги смогут оказывать исключительно официально зарегистрированные религиозные организации. На их плечах, в случае принятия поправок, окажутся организация размещения, питания, транспортного, экскурсионного и иного обслуживания паломников.
На деле это означает, что после принятия поправок продавать «турпутевки» в Мекку смогут только те самые 8 уполномоченных турфирм. Работа паломнических посредников будет запрещена.
«Принятие законопроекта позволит защитить права верующих на посещение мест религиозного почитания, в том числе оградить их от недобросовестных организаторов таких поездок», — указано в пояснительной записке к проекту закона.
С законодательной инициативой обратились члены комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Один из них, депутат ГД Сергей Гаврилов, представляющий КПРФ, прокомментировал идею поправок изданию «Коммерсант»: «Мы заинтересованы, чтобы паломническая деятельность была максимально прозрачна и понятна для простых граждан, чтобы на нее не распространялись мошеннические схемы».
Ранее, еще на этапе внесения документа в Госдуму, поправки комментировал другой их соавтор, депутат Дмитрий Вяткин. «Случалось так, что поездка рекламируется как паломническая, с людей деньги собирают, где-то что-то не получается. А кто занимался? Туристическая фирма. Бывало даже, что и мошенники. А тень в итоге бросается на конфессии», — рассказывал он «Российской газете».
После принятия поправок и разбирательства с мошенниками тень в случае любого форс-мажора с паломничеством будет падать уже исключительно на сами религиозные организации.
Фото: council.gov.ru