Холостой залп. Демарш сетевиков в адрес федерального оператора не дал явных результатов

В начале летнего сезона на публичное обсуждение туристской общественности было вынесено мнение семи крупнейших российских сетей о том, что туроператор «Корал Тревел» «навязывает российскому бизнесу невыгодные условия работы и сотрудничества».

Среди основных претензий – дискриминационная система комиссионного вознаграждения, отсутствие полноценной системы кураторства, предоставление дополнительных скидок туристам в собственной рознице. Однако региональные турагентства не спешат присоединяться к предложенному сетевиками бойкоту, называя конфликт «спором хозяйствующих субъектов».

Детонатором возникшего конфликта стало уменьшение туроператором размера комиссионного вознаграждения. Этому вопросу уделено самое пристальное внимание в обращении инициаторов письма, в число которых вошли «Горячие туры», «Сеть магазинов горящих путёвок», «Травел Бизнес Сервис», «Группа компаний «Спутник», «Глобал Тревел», «1001 Тур», «Велл». «Оператор игнорирует интересы российского турагентского сообщества и стремится развивать только свою собственную сеть турагентств, выделяя ей дополнительные преференции, - говорится в открытом письме сетевиков, апеллирующих ко всему турагентскому сообществу. - Сокращение размеров вознаграждения способно привести малый бизнес к кризису ликвидности… А это крайне негативно отразится как на всём туристическом рынке в целом, так и на турагентском бизнесе в частности».

В начале июля «Корал Тревел» официально ответил на открытое письмо, в частности, заявив: «В июне в наш адрес были получены односторонние коммерческие требования, ответом на которые с нашей стороны было информирование о неприемлемости такого рода ультиматума и возможности обсуждения и решения всех вопросов в рабочем порядке. Наши предложения, по всей видимости, не удовлетворили инициаторов письма. Считаем, их целью является не упомянутое в письме представление интересов российского малого бизнеса и всех турагентов, а давление определённой группы сетевых объединений на туроператора с целью получить дополнительные преференции». В «Корале» назвали обращение сетевиков несоблюдением норм деловой этики. «Призыв этих лиц и необоснованные тезисы рассматривается нами в общем контексте письма попыткой ограничить конкуренцию», - резюмировали представители туроператора.

Прошло три недели, но туристские агентства не только не спешат поддержать призыв сетевиков к бойкоту оператора, но и как будто вовсе не заметили проявленного недовольства. «Я не вижу проблемы, - отмечает Татьяна Кирьянова, директор красноярского «Центра обучения и туризма «Спутник», - Считаю, политика «Корала» обоснована, они всегда очень тщательно подходят к вопросу комиссии. Наше турагентство является франчайзи «Корал Тревел» в Красноярске, у франчайзи максимальная комиссия, у сетевиков должна быть на 1-2% меньше, ну, а для тех, кто не держит объёмы, она автоматически уменьшается и это справедливо!». Солидарен с коллегой Игорь Соловьёв, член правления Новосибирской ассоциации туристических организаций: «Идёт обычная борьба между производителем и продавцом. Для других сфер подобные явления уже давно стали обыденностью. Я рассматриваю данную ситуацию как узкопрофессиональный конфликт, как попытку сетевиков изменить ситуацию и подтянуть одеяло на себя». В агентствах Кузбасса считают, что выражения «ультиматум», «бойкот» и «конфликт» слишком сильны для сложившейся ситуации. «Каждый ведёт бизнес как ему выгодно. Если сетевые агентства хотят вести бизнес без «Корала» - это их право. Если «Корал» считает необходимым и выгодным для себя снизить комиссию  - тоже его право. Вполне рабочая ситуация», - полагает Оксана Белькова, директор компании «Одиссея».

При этом опрошенные STI специалисты подчёркивают, что целью сражения за повышенную комиссию является не увеличение рентабельности агентств, а возможность по-прежнему давать клиентам повышенные скидки. Более того, Ирина Лисина, гендиректор СРО «Кузбасское некоммерческое партнёрство туристской индустрии», в целом выступает оппонентом сетевых агентств. «Сетевики опасны, - утверждает эксперт. - Во-первых, они объединяются для того, чтобы получить повышенное агентское вознаграждение. Если обычное агентство зарабатывает вознаграждение за счёт своего труда, клиентской базы и т.д., то сетевики – просто за счёт того, что объединяются, суммируют свои базы и получают объём. И где здесь бизнес? Во-вторых, если сеть обвалится, то это приведёт к большим потерям и негативным последствиям. Представляете, сколько людей пострадает в этом случае?»

Руководители региональных турагентств не верят, что компания, имеющая по России 608 франчайзинговых агентств (с заявленной целью довести эту цифру до 800), серьёзно пострадает от бойкота и пойдёт на уступки. В «открытом письме» сетевые агентства противопоставляют комиссионную политику «Корала» другим туроператорам: «С недавних пор ранее лояльный в партнёрских отношениях туроператор Coral Travel решил «скорректировать» свою позицию и навязать российскому бизнесу невыгодные условия работы и сотрудничества. Хотя другие крупные туроператоры, например, «Анекс Тур», «Пегас Туристик», «Тез Тур», «Библио Глобус» остаются верны заверениям и гарантиям, данным при организации сотрудничества много лет назад». В регионах не вполне понимают, о каких неизменных заверениях идёт речь, коррекцию агентской политики время от времени проводит каждый крупный оператор. «Производитель (в данном случае «Корал Трэвел») хочет отыграть расходы прошлых лет на продвижение своего продукта через сети. Этот номер уже исполняли и «Пегас Туристик» и «Тез Тур», и даже «Натали Турс», - рассуждает Константин Гончаров, директор красноярского «Бюро путешествий «Алеф» - Желаемый для производителя итог - перераспределение маржи от сетей и независимой розницы в пользу своих франчайзинговых сетей. То есть, «своим» - максимум преференций, «чужим» - то, что останется. Иногда получается, иногда нет, так как простого желания тут мало, нужен ещё какой-то инструмент влияния. Ну и многие туроператоры уже приступили к прямым продажам, несмотря на неоднозначность законодательства на сей счёт».

По мнению Игоря Соловьёва, сетевые агентства вышли с публичным заявлением именно потому, что не имеют рычагов воздействия на туроператора: «Сети просто не чувствуют достаточную силу, чтобы самостоятельно решить конфликт в свою пользу, вот и задумали использовать этот PR-ход». Стоит отметить, что и внутри сетей нет полного единодушия в отношении предпринятого демарша. Например, сеть «Спутник», это скорее имя, чем объединённые одной идеей агентства. «Письмо подписал «Спутник», мы тоже относимся к этой сети, - уточняет Татьяна Кирьянова. - Но «Спутников» в городе много, это не означает, что мы обсуждали и выносили общее решение по бойкоту. «Спутник» - это бренд, а не головная организация с филиалами. Я, например, чрезвычайно дорожу позицией своего агентства в компании «Корал Тревел». Для меня серьёзной мотивацией  и делом чести является победа в конкурсе Starway. Мы единственные в городе удостоились премии четырежды».

Случившееся после громкого выяснения отношений затишье специалистам также не кажется странным. Рынок позволяет участникам конфликта разойтись в стороны. Но, возможно, кому-то не захочется терять даже часть выгоды: «В итоге, по моему мнению, всё закончится тем, что некоторые сети заключат с туроператором «тайные договорённости», гарантирующие определённый, нужный производителям объём продаж и оставят нынешние размеры комиссии, - прогнозирует Константин Гончаров. - А собственные франчайзинговые сети туроператоров обменяются любезностями в виде повышенной комиссии друг другу».

http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/14524

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 17, 2018 - 10:00

Калининградский рынок выездного туризма оказался на стадии коллапса после банкротства компании «Натали Турс». Об этом в эфире программы «Авторитет с Еленой Воловой» на радио «Комсомольская правда — Калининград» в среду сообщила глава региональной ассоциации предприятий индустрии туризма Тамара Торопова.

 

Ноябрь 17, 2018 - 09:03

По сообщениям китайских СМИ, туристический рынок КНР в скором времени возможно претерпит существенные изменения. Комитет по туризму Пекина на днях официально подал Министерству культуры и туризма КНР «Инструкцию по подаче заявок на организацию заграничных поездок для граждан Китая турфирмами со стопроцентным иностранным капиталом в Пекине».

 

Ноябрь 14, 2018 - 09:38

Российский союз туриндустрии (РСТ) и Российская гостиничная ассоциация поддержали инициативу губернатора Ульяновской области о внесении изменений в ФЗ «О развитии МСП в РФ». В частности, он предложил исключить ч. 4 ст. 14 ФЗ «О развитии МСП в РФ», чтобы распространить государственную финансовую поддержку на субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере гостинично-ресторанного бизнеса и общественного питания.

 

Ноябрь 13, 2018 - 08:55

Туроператоры ищут более гибкие и удобные форматы оплаты туров, в том числе, чтобы повысить привлекательность раннего бронирования. Один из ведущих туроператоров по Черногории и Хорватии предложил оплату тура на лето 2019 года в три этапа, дополнительные бонусы агентам и гарантию выгоды при ранних продажах.