В начале летнего сезона на публичное обсуждение туристской общественности было вынесено мнение семи крупнейших российских сетей о том, что туроператор «Корал Тревел» «навязывает российскому бизнесу невыгодные условия работы и сотрудничества».
Среди основных претензий – дискриминационная система комиссионного вознаграждения, отсутствие полноценной системы кураторства, предоставление дополнительных скидок туристам в собственной рознице. Однако региональные турагентства не спешат присоединяться к предложенному сетевиками бойкоту, называя конфликт «спором хозяйствующих субъектов».
Детонатором возникшего конфликта стало уменьшение туроператором размера комиссионного вознаграждения. Этому вопросу уделено самое пристальное внимание в обращении инициаторов письма, в число которых вошли «Горячие туры», «Сеть магазинов горящих путёвок», «Травел Бизнес Сервис», «Группа компаний «Спутник», «Глобал Тревел», «1001 Тур», «Велл». «Оператор игнорирует интересы российского турагентского сообщества и стремится развивать только свою собственную сеть турагентств, выделяя ей дополнительные преференции, - говорится в открытом письме сетевиков, апеллирующих ко всему турагентскому сообществу. - Сокращение размеров вознаграждения способно привести малый бизнес к кризису ликвидности… А это крайне негативно отразится как на всём туристическом рынке в целом, так и на турагентском бизнесе в частности».
В начале июля «Корал Тревел» официально ответил на открытое письмо, в частности, заявив: «В июне в наш адрес были получены односторонние коммерческие требования, ответом на которые с нашей стороны было информирование о неприемлемости такого рода ультиматума и возможности обсуждения и решения всех вопросов в рабочем порядке. Наши предложения, по всей видимости, не удовлетворили инициаторов письма. Считаем, их целью является не упомянутое в письме представление интересов российского малого бизнеса и всех турагентов, а давление определённой группы сетевых объединений на туроператора с целью получить дополнительные преференции». В «Корале» назвали обращение сетевиков несоблюдением норм деловой этики. «Призыв этих лиц и необоснованные тезисы рассматривается нами в общем контексте письма попыткой ограничить конкуренцию», - резюмировали представители туроператора.
При этом опрошенные STI специалисты подчёркивают, что целью сражения за повышенную комиссию является не увеличение рентабельности агентств, а возможность по-прежнему давать клиентам повышенные скидки. Более того, Ирина Лисина, гендиректор СРО «Кузбасское некоммерческое партнёрство туристской индустрии», в целом выступает оппонентом сетевых агентств. «Сетевики опасны, - утверждает эксперт. - Во-первых, они объединяются для того, чтобы получить повышенное агентское вознаграждение. Если обычное агентство зарабатывает вознаграждение за счёт своего труда, клиентской базы и т.д., то сетевики – просто за счёт того, что объединяются, суммируют свои базы и получают объём. И где здесь бизнес? Во-вторых, если сеть обвалится, то это приведёт к большим потерям и негативным последствиям. Представляете, сколько людей пострадает в этом случае?»
По мнению Игоря Соловьёва, сетевые агентства вышли с публичным заявлением именно потому, что не имеют рычагов воздействия на туроператора: «Сети просто не чувствуют достаточную силу, чтобы самостоятельно решить конфликт в свою пользу, вот и задумали использовать этот PR-ход». Стоит отметить, что и внутри сетей нет полного единодушия в отношении предпринятого демарша. Например, сеть «Спутник», это скорее имя, чем объединённые одной идеей агентства. «Письмо подписал «Спутник», мы тоже относимся к этой сети, - уточняет Татьяна Кирьянова. - Но «Спутников» в городе много, это не означает, что мы обсуждали и выносили общее решение по бойкоту. «Спутник» - это бренд, а не головная организация с филиалами. Я, например, чрезвычайно дорожу позицией своего агентства в компании «Корал Тревел». Для меня серьёзной мотивацией и делом чести является победа в конкурсе Starway. Мы единственные в городе удостоились премии четырежды».
Случившееся после громкого выяснения отношений затишье специалистам также не кажется странным. Рынок позволяет участникам конфликта разойтись в стороны. Но, возможно, кому-то не захочется терять даже часть выгоды: «В итоге, по моему мнению, всё закончится тем, что некоторые сети заключат с туроператором «тайные договорённости», гарантирующие определённый, нужный производителям объём продаж и оставят нынешние размеры комиссии, - прогнозирует Константин Гончаров. - А собственные франчайзинговые сети туроператоров обменяются любезностями в виде повышенной комиссии друг другу».