Популярность Хорватии этим летом совпала с ожиданиями туроператоров. Россияне предсказуемо поспешили воспользоваться последней возможностью отдохнуть в стране без визы. Напомним, летом следующего года Хорватия вступит в Евросоюз, что потребует введения «шенгена». В текущем сезоне прирост на направлении в среднем составил 20-22%. При этом туроператорам в основном удалось избежать продажи туров по спецпредложениям. «Продажи Хорватии у всего рынка идут достаточно успешно – мы наблюдаем прирост на уровне 20%. Глубина продаж также хорошая, вследствие чего было принято решение продлить наши полетные программы из регионов до конца сентября», – сообщил председатель совета директоров компании «Асент-тревел» Борис Бурыкин. Высокий спрос по Хорватии подтверждают и другие игроки рынка. «Этот сезон в плане продаж гораздо лучше предыдущего, рост есть и он существенный», – отметил заместитель генерального директора компании «Пакс» Наталия Иванова.
Она напомнила, что лето 2011 года оказалось провальным для «хорватских» туроператоров в финансовом смысле. Из-за избытка перевозки, причем как чартерной, так и регулярной, туры в страну нередко продавались по «горящей» цене. «В этом году рынок учел прошлогодний негативный опыт, «воздуха» стало меньше, что сразу же сказалось на доходности направления», – пояснила г-жа Иванова. «Спецпредложений на рынке буквально единицы, в целом все стандартные программы грузятся нормально», – рассказала руководитель отдела продаж компании «Мегаполюс турс» Елена Садыкова. По оценкам собеседницы RATA-news, прирост спроса распределяется по направлениям следующим образом: Дубровник прибавил 20%, Сплит – 10%, Истрия осталась на уровне прошлого года. «Пожалуй, Истрия единственная в этом году несколько «подгорала». Все потому, что на этом направлении объемы перевозки практически не были сокращены», – посетовала представитель туроператора. При этом, по словам г-жи Садыковой, сейчас, в августе, наблюдается очень характерная для Хорватии ситуация с отелями, когда многие их них становятся на «стоп». В этом случае туроператор может продавать туры, только имея гарантированные комнаты. Причем в сентябре также есть некоторая напряженность с подтверждением отелей. Кстати, в прошлом сезоне практически не наблюдалось дефицита отельной базы, так как европейцы ехали в Хорватию неохотно и освободили много номерного фонда.
В свою очередь Борис Бурыкин обратил внимание на тенденцию смещения спроса с пиковых дат на июль и сентябрь, когда путевки стоят заметно дешевле. Август, по его словам, бронируется буквально за неделю до начала тура. «Нынешняя ситуация в Хорватии очень похожа на Болгарию. В лето перед введением шенгенских виз к стране также был всплеск интереса. Однако уже на следующий год турпоток уменьшился чуть ли не на четверть. Думаю, что по Хорватии летом 2013 года ситуация повторится», – предположил заместитель генерального директора компании «Русский экспресс» Геннадий Косырев. Эксперт также заметил, что величина спада турпотока в этом случае будет целиком зависеть от лояльности к россиянам хорватских визовых служб. В текущем сезоне, по словам г-на Косырева продажи выше по сравнению с прошлым годом как минимум на 22%. «С учетом того, что впереди еще август и сентябрь, думаю, что итоговые цифры превысят прошлогодний результат в среднем на четверть», – оценил он.