В эти дни в выставочном центре Evagoras Lanitis в Лимассоле проходит необычная выставка икон.
Жители и гости Кипра могут не только увидеть редкие и необычные двусторонние иконы с Богородицей и Младенцем Христом на лицевой стороне и с Распятием на обратной, но посмотреть на агиографические сокровища из храмов и монастырей епархии Лимассола и произведения современных кипрских художников, интерпретирующих византийскую иконографию через призму модернизма.
«Вестнику Кипра» удалось побеседовать с куратором выставки, руководителем Департамента культуры Муниципалитета Лимассола Надьей Анаксагору.
- Надья, расскажите, пожалуйста, как родилась идея провести такую выставку? Кто был ее инициатором?
- Идея этой выставки принадлежит Совету по туризму г. Лимассола и директору Kathleen Lanitis Foundation господину Эвагорасу. Именно они попросили мэра Лимассола Андреаса Христу помочь в создании проекта связанного с богатым разнообразием православного византийского наследия острова. Мне же предложили стать куратором выставки, так как я не только очень хорошо знакома с иконописными сокровищами, хранящимися в церквях и монастырях Кипра, но и в курсе всех тенденций современного искусства на острове. Я предположила, что хорошей отправной точкой в этом грандиозном проекте станет выставка двусторонних икон. Их особенность заключается в том, что на их лицевой стороне (recto) написана Дева Мария с Младенцем, а на обратной стороне (verso) находится изображение Распятия. Таким образом и получилось название: “Recto-Verso: от Византии до модерна”.
Хочу отметить, что это уже третья выставка подобного рода, курируемая мной. Первая – "Maniera Cypria", которую мы организовали в 2012 году, совместно с Kathleen Lanitis Foundation. И вторая – под названием “Не прикасайся ко мне: византийские аналогии современного кипрского искусства”, организованная Министерством образования и культуры в 2014 году в двух средневековых церквях в деревне Пелендри. Обе они были очень успешными и привлекли большое количество посетителей.
– Расскажите немного об истории двусторонних икон. Для чего их создавали и какой смысл вкладывали?
– Искусство христианской иконографии началось в III в. Но, примерно с IV в., наряду с серийным производством икон, стало набирать обороты и почитание таких реликвий, как Пояс Богородицы или остатки от креста, на которых был распят Христос. Это породило длительную дискуссию о том, считать ли священные изображения идолами, а почитание икон — идолопоклонством. Результатом этого обсуждения стало иконоборчество — религиозно-политическое движение, направленное против почитания икон. Иконоборцы в своих убеждениях ссылались на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» Исх. 20:4-5). Запрет на изображение святых действовал вплоть до 843 года, когда в Византии издали декларацию, говорившую, что любое запрещение икон будет считаться еретичеством. Это время стало особым этапом торжества православия. И в память этой победы Церковью был установлен праздник, которым завершается первая неделя Великого поста. В этот день были обязательные крестные ходы, в обрядовой части которых и стали применяться двусторонние иконы. На их лицевой стороне чаще изображались Богоматерь, реже Спаситель или еще реже другие образы. А на тыльной стороне был нарисован крест в различных иконографических модификациях. Крест мог быть изображен шестиконечным, процветшим или в виде «Голгофы». Таким образом, изображение на лицевой стороне — первоикона, как начало службы Торжества Православия. Вторая сторона иконы — «Поклонение кресту» связана с христианскими таинствами воплощения и искупления.
– На что бы вы посоветовали обратить особое внимание при посещении выставки?
– Все иконы очень важны и должны рассматриваться с одинаковым вниманием. Выставка включает в себя иконы 12-19-го века из десяти сел епархии Лимассола: Агиос Афанасиос, Агиос Иоаннис, Агрос, Дорос, Фасула, Килани, Клофи, Монагри, Перендри, Пиргос. Например, икона 12-го века «Путь к кресту» из Пелендри, «Богородица с младенцем» 13-го века из Агиос Афанасиос, «Мадонна с младенцем» 14-го века из Килани. Большое значение имеет также иконостас с крестом 17 века из Пелендри. Эти иконы охватывают широкий стилистический спектр и являются примером слияния Византийской и Западной традиции, которую завезли на остров во время Франкского владычества.
– Как Церковь относится к тому, что современные художники интерпретируют иконографию через призму модернизма?
– Я не могу отвечать за мнение Церкви Кипра в целом. Но, я могу сказать о позиции Епархии Лимассола, которая, насколько я знаю, является очень открытой. Епископ Лимассола хотел бы, чтобы люди знали, что византийское средневековое искусство настолько концептуально, что до сих пор стилистически присутствует в современном искусстве и представляет собой неисчерпаемый источник вдохновения для современных художников.
– Что бы вы еще хотели сказать нашим читателям об этой выставке?
– Я считаю, что это событие, которое просто нельзя пропустить. Иконы, представленные здесь, «путешествовали» по всему миру и побывали на очень важных выставках в Вашингтоне, Париже, Лондоне и Брюсселе. И поверьте, сделать так, чтобы они оказались все вместе в Лимассоле – задача не из легких.
Также, хочу сказать, что неправильно подходить к осмотру выставки только как к изучению Византийской иконографии, или как к искусству в исключительно религиозных рамках. Нужно воспринимать представленные работы как ядро современного искусства. Очень важно, чтобы находясь на выставке, вы отследили влияние Византийского искусства на таких мастеров живописи, как Мондриан, Пикассо, Ротко и художников эпохи модернизма.
Часы работы выставки: вторник–пятница: 9:00-13:00 и 17:00-21:00; суббота–воскресенье: 14:00-21:00; понедельник: выходной.