Занять прочную нишу на туристическом рынке намерена Киргизия. В интервью онлайновому информагентству Центральной Азии Министр экономики страны Тилек Сайакбаев обозначил ряд ключевых мер, направленных на устранение барьеров, стоящих на пути развития отрасли и улучшение туристического климата в Киргизии.
Последние несколько лет доля киргизского туризма в совокупном ВВП замерла в пределах 4 (2007 г) – 4.2 (2011 г) процента, свидетельствующих, по мнению директора директора консалтинговой группы СИАР Айнуры Сагинбаевой о стагнации на рынке.
По просьбе Министерства экономики аналитики СИАР провели исследование туристической отрасли, свидетельствующее о том, что совокупный турпоток (Киргизия плюс зарубеж) не превышает 1.750 человек (имея в виду лиц, достигших 18-летнего возраста). Обращает на себя внимание и неготовность туристов тратить деньги. Киргизия хотела бы продавать больше имеющихся у нее туристических (и не только) товаров, и услуг, но спрос не торопится расти: восемьдесят шесть долларов (4.200 сомов) – максимум того, что готов израсходовать за сутки среднестатистический гость страны. Самым посещаемым местом по-прежнему остается озеро Иссык-Куль (50% туристов). На втором месте – музеи (30%).
Если бы не эти копейки, немало отраслей национальной экономика давно бы скрипели, как ржавое колесо. За счет поступлений от туризма живут рестораны, гостиницы и местные достопримечательности. Это, что называется, прямые инвестиции. Помимо них, в бюджет поступают, чтобы вернуться в отрасль, взимаемые государством налоги и пошлины.
Театр начинается с вешалки…
По мнению Сагинбаевой, все проблемы киргизского туризма - в отсутствии четкой идеологии. «Непонятно, в каком направлении двигаться, какие приоритеты поставить во главу угла, да и программы, в которой будет ясно прописано, что за чем идет, тоже нет. Ни кадры, ни, как следствие, качество услуг не соответствуют тому, что нам действительно нужно»,- говорит она, добавляя, что за возрождение туристической отрасли Киргизия взялась, как только покончила с революциями и этническими конфликтами в апреле-июне 2010 года. «Не нужно выдумывать велосипед, простые, но грамотно выверенные шаги скажутся самым положительным образом на нашем туризме»,- уверена Сагинбаева. Свои рекомендации СИАР направила в адрес Министерства экономики. Там, как говорит Сагинбаева, доклад встретили очень благосклонно. Состоялось совместное обсуждение, в котором приняли также участие участники туристического рынка. Чистота номеров, да и повсюду в отелях, хотя и является залогом здоровья отрасли (как всякая чистота), но, по мнению Сагинбаевой, вкупе, как минимум, с вышколенным персоналом. «От поведения официантов и сотрудников отелей во многом зависит настроение туристов, их желание выбрать Киргизию или посоветовать ее друзьям и знакомым. Внимания требуют и аэропорты, там все нужно исправлять и менять. Подобно тому, как театр начинается с вешалки, первое впечатление от страны формируется у туристов при встрече с пограничниками, таможенниками и таксистами».
Строить не ломать….
Созиданию нового и лучшего, о котором говорит Сагинбаева, должна предшествовать коренная ломка всего того, что препятствует развитию туризма. Такую идею высказывает Сайакбаев, справедливо полагающий, что через существующие на сегодняшний день барьеры не протиснется ни один турист, не захочет протиснуться.
По данным KATOS (Киргизское объединение туроператоров, работающих на территории стран СНГ), с тех пор, как страна отменила въездные визы, число туристов, обратившихся в ее туристические агентства, подскочило на 66 процентов.
А политика «открытого неба» и свободной конкуренции откроет доступ на киргизский рынок зарубежным авиаперевозчикам, которые свяжут страну с многочисленными направлениями по всему миру.
Инвестиции в туристическую индустрию позволят ей стряхнуть «пыль веков» и достичь современного уровня. Такое мнение высказал в интервью Центрально-азиатскому информагентству исполнительный директор KATOS Азилбек Раджиев. «Чем больше денег вращается в отрасли, тем больше желающих за них побороться, а у нас перспектив добиться высокого качества туристических продуктов и услуг»,- сказал он, добавив, что Ассоциация работает по всем направлениям развития туризма. «Мы выезжаем в регионы, обучаем людей правилам ведения бизнеса, чтобы они смогли заработать на туризме. На сегодняшний день мы охватили «ликбезом» две с половиной тысячи человек. Результат не заставил себя долго ждать: семнадцать подготовленных нами групп уже открыли собственные туристические объекты».