Частично организовал/сопровождал в Китай несколько высокопоставленных делегаций с разными целями, поделюсь общим видением в отношении отрасли в целом:
- организации элитного уровня поездок в Китае как направления не существует — по сути мы его сейчас создаём. Есть элитные отели, есть мишленовские рестораны, бизнес-лаунжи (как будто), бизнес-класс в самолетах - но во всем остальном на этом направлении лютый колхоз.
- нормальных гидов нет, есть люди, которые хорошо знают Китай — у нас есть пару таких в команде - и работать гидом не их задача. Их мало. Те, кто называют себя гидами - просто сопровождающие - здесь туалет, здесь билетная касса, меня зовут Миша, я из Харбина, в Пекин прилетел вечера, шут его разберет, где здесь вход на Тяньаньмэнь без очереди. «Очки нннада?» Ни на один вопрос за пределами, где туалет, как правило, они не отвечают.
Стоит задача выращивать гидов, которые реально знают весь Пекин, Шанхай, Сиань, Ханчжоу. Пока туговато.
- что такое компании высокого уровня, разумеется Миша и Лена не знают — их основная категория клиентов купи-продай, «покажи, где ближайший рынок». Уникальные места, которых много в Китае - конечно, они просто не знают, как растения не осознают потребности животных - это разный уровень понимания и жизни. Тащат всех в попсовые места единиться с миллионным потоком народной республики из хунаней и хэнаней. Не говорю уже о каком-то удобоваримом системном изложении знаний о Китае со стороны гидов — про китайских гидов молчу. В итоге любая поездка превращается в заунывный монотонный бубнеж «Пети» про номера машин, дороговизну недвижимости, и вот посмотрите это очередной стопятьсотый храм будды, чем отличается от предыдущих ста - не знаю, а вот это новый город, вот здание, построено в 1982 году, высота 6 метров, глубина 7, длинна 14, спасибо.
- делаем производственный-деловой туризм по высокотехнологичным корпорациям, в случае отдельных крупных российских игроков можно даже назвать это высокоуровневой коммуникацией — так как подразумевает встречи с руководством. Сложность в том, что итоговый продукт, который предлагается китайцами — трата времени в походах по экспозициям с большими экранами, хотя есть отдельные очень интересные производственные экспозиции. Как всё по-настоящему, мягко говоря, показывают не всегда.
- переводчики в промышленности в некоторых случаях радуют — настоящие бриллианты, что редкость. Обычно переводят все кое-как - контроля качества не существует.
- Такой туризм в Китае сложно сфомировать под русский запрос — но в принципе можно. Просто надо «знать и любить» Китай. :)
- травмирующий неожиданно россиян опыт — тотальный контроль и пропуск в музеи по паспортам, иногда два раза — тотальная безопасность, контроль. Почему, читатели канала догадываются. Времена сложные, но интересные.
- что меня лично напрягает - плохой мобильный интернет. В прошлом году Китай посетило почти 400 тыс русских — МТС, сделай уже что-нибудь.. русские сайты тоже плохо прогружает, возможно, дело в удаленности серверов, не специалист, не знаю. В некоторых отелях доступ ко всей запрещенке типа Гугла и ютюба открыто - но это исключение.
- общий вывод — хорошая, удачная поездка в Китай, скорее исключение, чем правило. На высоком уровне услуги предлагают исполнители, не соотвествующие уровню запроса. Высокого запроса было мало — исполнители просто не сформировались.
- добавлю, что если хотите поехать в Китай качественно - лучше заняться этим самому, если, конечно, учите китайский. Если будут сопровождающие — особых надежд на качество услуги не питайте.
Фото m.sibkray.ru