Китай: Золотой век Кайфэна.

Для россиян центральная часть Китая малоисследованна, особенно небольшие города, лежащие в стороне от основных магистралей.

И тем ценнее казалась возможность посетить нечто уникальное, не истоптанное туристами – город Кайфэн в восточной части провинции Хэнань . Но где там!

Как выяснилось, Кайфэн (прежнее название Баньлян) был одной из 7 древних столиц Поднебесной. Сегодня он безумно популярен у внутренних туристов, посещающих его в немыслимом количестве - 23 млн. человек ежегодно! 10% из них - иностранцы, русских совсем мало.

Город удачно расположен на средне-нижнем течении реки Хуанхэ, во времена правления династии Сун (960—1127 гг) от стал столицей империи. Великий шелковый путь распространил славу о Бяньляне, как о процветающем международным «метрополисе императоров, богатства и красоты».

Именно здесь было сделано три величайших китайских открытия, изменивших мир: порох, компас и книгопечатание. Все эти изобретения по тому же пути проникли в страны Центральной Азии, а оттуда - в Европу. А еще в Кайфэне появились первые бумажные деньги и государственные инстанции, это - колыбель традиционных видов китайского искусства: гохуа, каллиграфии, оперы, архитектуры, отсюда они распространились по всей стране.

Город застраивался по симметричному принципу, его центральная ось вот уже 2 700 лет остается на одном месте. Это редкость для Китая! Архитектура Кайфэна впитала стили всех правящих некогда династий: Сун, Юань, Мин, Цин, кое-где также встречаются интересные образцы зданий ранних лет Китайской республики. Сегодня это образцовый туристический центр, его опыт по созданию и сохранению культурно-исторической среды ставится в пример.

Не удивительно, что власти Кайфэна сделали ставку на туризм и решили к своим «якорным» достопримечательностям (храму Дайсянго-сы и Железной пагоде) добавить этнографический парк Цинмин.

Решили и за два года сделали! Стоимость проекта оценивается в 100 миллиардов юаней (более 15 миллиардов долларов). За основу взяли картину художника Цан Цы Туаня «Праздник Цинмин на реке Бьянхэ» (Х век), на которой во всех подробностях изображена прекрасная средневековая суета столицы времен династии Сун. Кстати, бумажный оригинал шедевра хранится в музее императорского дворца Гугун в Пекине.

Сама идея одушевления знаменитого живописного полотна, безусловно, заслуживает восхищения, не говоря уже о том, как талантливо это реализовано. Перед входом в парк туристов встречает изваяние художника Туаня, а за его спиной – каменный барельеф той самой картины. Она служит путеводителем по парку, обычно здесь начинаются экскурсии, дабы туристы смогли сравнить и оценить качество проделанной работы.

Как известно, в древнекитайской архитектуре преобладали деревянные конструкции, застройка велась по традиционномуансамблево-групповому принципу, когда масштабность достигалась за счет строительства нескольких лёгких, устремлённых ввысь зданий. Все это воплощено на огромной территории этно-парка: затейливые дворцы, пагоды, беседки, пруды и водопады. С горбатых мостиков открывается чудесная панорама на пристань и кораблики, к ним приплывают целые стада разноцветных рыбок, туристы с удовольствием их кормят, гуляют по дорожкам, катаются на лодках или повозках, заглядывают на постоялые дворы и везде находят какие-то стилизованные развлечения. Например, можно взвеситься, забравшись в чашу огромных равноплечих весов, или примерить кандалы на лобном месте, можно также облачиться в костюм императора и сделать сэлфи на верблюде или стать болельщиком игры поло, кстати, тоже привезенной в Кайфэн по Великому шелковому пути из Центральной Азии.

Цинмин еще и средоточие древних ремесел. Повсеместно на глазах у публики виртуозные мастера выдувают фигурки из патоки, вырезают по дереву, вышивают шелком, рисуют тушью и т.д. Абсолютно все сотрудники от гидов до продавцов одеты в исторические костюмы. Сюжетные сцены и интерактивные представления с участием акробатов и огнедышащих факиров выглядят так, будто только что сошли с картины Цан Цы Туаня.

Создателям Цинмина удалось воспроизвести приятную и жизнеутверждающую среду, погружающую гостей в идиллистический мир китайской старины.

Еще один достойный «новодел» Кайфэна - храм предков Баогун, расположенный на западном берегу одноименного озера, построенный в 1984 году, в память об одном выдающемся чиновнике и зародившейся здесь судебной системе.

Сотни гостей и официальных делегаций из разных уголков Китая с интересом разглядывают монументальную стелу перед входом в храм, изображающую мифического единорога, который способен безошибочно отличать правду ото лжи. Он олицетворяет весь смысл храмового комплекса: «Справедливость рождает бескорыстие», что по определению должно стать главным жизненным кредо для чиновников всех времен и народов.

Единорог - помощник легендарного судьи, бывшего при жизни настолько справедливым и неподкупным, что вошел в историю и стал прообразом мудрого героя китайского эпоса «Князя Бао». Реальный судья Бао Чжэн вершил правосудие в Кайфэне более тысячи лет назад и только в наше время удостоился храма.

Когда-то каждый посетитель сообщал судье о своем приходе ударом в гонг, теперь это беспрестанно делают туристы на пороге величественного сооружения. На его территории представлены замечательные образцы жилых, присутственных и культовых сооружений, придумано немало забав, связанных со спецификой деятельности Бао Чжэна. Конечно, воссозданная средневековая тюрьма не очень располагает к веселью, но она считается самым популярным местом для фотосессий.

Смысловой центр храма предков в Кайфэне - камень, на котором высечено назидательное изречение Бао Чжэна: «Чиновник должен быть справедливым, ибо за его деяниями на земле следит царь небесный». Тут уж нечего добавить!

Татьяна Деменева специально для «Питер-Т».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»