Хит сезона: насытившись храмами Камбоджи и парижским шопингом, путешественники из КНР рвутся в Россию: в 2019-м их поток увеличился на 50 процентов.
По информации Союза туроператоров РФ, лишь десятая часть граждан КНР путешествуют постоянно, но и этого достаточно, чтобы на них приходилось 20 процентов всех туристических трат в мире. Нас это касается напрямую: уяснив, как выгодно сегодня покупать за рубли, большие группы китайцев с удовольствием заказывают туры в Москву и Санкт-Петербург, украшая наши культурные учреждения очередями. Что в тренде? Замглавы Ростуризма Сергей Корнеев после декабрьского роуд-шоу в Пекине поделился наблюдениями со СМИ: у китайских туристов, по его мнению, сформирован запрос на «природные и архитектурные образы», есть желание приобретать сувениры, посещать музеи и заказывать комбинированные туры в том числе по городам ЧМ по футболу. Модным направлением стала Сибирь.
Но и другие регионы вызывают интерес по мере того, как потребитель из КНР становится все более искушенным. «Летом на нас вышли китайские представители и попросили найти для их групп "деревню, где можно посмотреть, как в России плохо живется, подоить корову, посидеть на лугу",— рассказывает Светлана, хозяйка небольшого турбюро в центре Москвы.— Мы посмеялись и посоветовали посидеть на лугу бесплатно, без тура. Но когда услышали бюджет, ринулись обзванивать знакомых и просить ключи от удаленных дач».
Еще пример. 30-летний Цзян приехал в Россию студентом, женился на девушке из Санкт-Петербурга, остался жить в городе. Сейчас у пары двое детей. Цзян связан с турбизнесом и мечтает делать особые программы путешествий по России: «Китайцы сейчас уже много ездят, много знают. Им хочется видеть жизнь в ее привычных проявлениях. Выпить. Поесть домашней еды. Хочется дружить». На бизнес-модель Цзяна вдохновил знакомый предприниматель из КНР, который, приехав китайскую в глубинку, объявил местным жителям: «Все, работать вам больше не надо, просто живите как живете и встречайте туристов. Главное, ничего не меняйте. Показывайте двор, скотину, общайтесь как с родственниками. Деньги буду давать вам я». По словам Цзяна, бизнес принес дивиденды — «все стороны очень довольны». «Такая модель отлично подойдет и для России»,— мечтает он.
В рунете стартапы предлагают китайцам туры по БАМу и иные хиты: «Рождественское приключение в Адыгее», «Наблюдение за камчатскими медведями», «Шаманы». «Здесь северное сияние прекраснее, чем даже в Исландии»,— обещает сайт в разделе «О России». Но самый горячий тренд в сегменте — «красный туризм». Все, что связано с революцией и СССР, кажется восточным гостям романтичным. Любопытен китайцам и разделенный между двумя странами Большой Уссурийский остров, и остров Даманский, из-за которого в 1969-м между КНР и СССР чуть не разгорелся конфликт.
По данным китайских СМИ, в прошлом году их соотечественники оставили в России 72 млрд рублей. Рынок растет, но российские турагенты жалуются: туристы из Поднебесной едут через своих операторов, живут и едят, по возможности, в своих отелях и ресторанах, которые создают под популярные маршруты, даже золото и украшения (особо в чести янтарь) берут через своих торговцев. Китайцы называют эти меры вынужденными, так как качество сервиса и предложения в России пока низкое.
Фото: tainyvselennoi.ru