Пока власти говорят о синергетическом эффекте для экономики от стабильно растущего туристского потока из Китая, в регионы приходят китайские инвесторы, строятся гостиницы с китайским капиталом, активизируются предприниматели из соседнего государства, формирующие на территории регионов замкнутый цикл туруслуг для своих соотечественников.
В свою очередь региональные туроператоры всё чаще поднимают проблему использования серых схем в работе китайских коллег, от которых российская экономика несёт финансовые потери. Каков реальный экономический эффект от потока китайских туристов для социально-экономической ситуации в Байкальском регионе, выяснял корреспондент STI.
Экспертное сообщество обращает внимание на то, что, несмотря на видимое увеличение туристов из Китая – в гостиницах, торговых центрах, ресторанах, музеях, реальное количество обслуженных региональными туроператорами групп снизилось. «Если раньше 100% туристов, прилетающих прямыми рейсами из Пекина, Маньчжурии в Улан-Удэ, были нашими клиентами или клиентами наших партнёров, то сейчас мы видим, что только 30% от общего потока идут по нашим спискам и туристским программам. Все остальные – самостоятельные группы туристов», - комментирует ситуацию Пагма Очирова, руководитель турфирмы «Абсолют», одной из крупнейших в Бурятии компаний, работающих с китайскими туристами.
По словам эксперта, в 2014-2015 годах туроператоры из КНР активно приезжали на Байкал с ознакомительными поездками, на специальных туристских поездах, в рамках автопробегов и конгрессных мероприятий. «Заявок тогда у нас было очень много. Мы делали много разнообразных интересных программ для них, представители китайских туроператоров хорошо изучили местный турпродукт. Уже в 2016 году китайских туристов стало в разы больше, мы видим их в отелях, на улицах, на объектах турпоказа, но приезжают они не через турфирмы и даже не нанимают местных гидов-экскурсоводов. Руководителем тургруппы, как правило, едет китайский турлидер, который по сути является организатором тура, туроператором, гидом, переводчиком, экскурсоводом в одном лице», - сетует собеседница STI.
Если китайский туроператор всё-таки заказывает обслуживание в российской турфирме, то зачастую принимающая сторона вынуждена идти на поводу зарубежного партнёра, предоставляя дополнительные скидки и бонусы. Российские туроператоры готовы работать и на таких условиях, так как большое количество туристов в китайских группах обеспечивает прибыль и в этом случае, хоть и в меньшем объёме. «Иногда через нас для приличия бронируют гостиницу, так как китайцы понимают, что поступают не совсем правильно. Мы их принимали, всё показывали, рассчитывая на дальнейшее сотрудничество, а они едут мимо нас по нашей же программе. Также в нашу турфирму они обращаются для аренды комфортабельных автобусов. Всё остальное турлидеры по своему опыту участия в ознакомительных турах организуют самостоятельно», - уточняет Пагма Очирова.
По мнению, Светланы Пятихатки, исполнительного директора Туристической ассоциации «Мир без границ», причиной обозначенной проблемы является тот факт, что возросшее число китайских групп зачастую просто некому обслуживать. В регионах остро ощущается нехватка профессионалов туриндустрии, владеющих китайским языком. «Чтобы рабочие места россиян не занимали непрофессионалы, свободно говорящие по-китайски, необходимо формировать кадровый резерв отечественных специалистов», - полагает руководитель ассоциации.
В свою очередь китайские турлидеры поясняют, что мало кто из местных гидов-переводчиков способен представить актуальную для туристов информацию на специфических диалектах и с учётом ментальности граждан Поднебесной. Зачастую на группу приходится ставить гида-экскурсовода и переводчика. При этом время проведения экскурсии и её стоимость увеличиваются в два раза. К тому же китайские туристы часто жалуются на то, что местные гиды дают слишком много информации, перегружают туристов неактуальными с их точки зрения фактами и датами. Учитывая языковой барьер, восприятие материала экскурсии становится затруднённым. И тогда китайские туроператоры находят оптимальное решение – берут своего турлидера, который расскажет о культуре кратко, ёмко, выхватив самое интересное для туристов, пусть иногда информация и абсолютно не соответствует действительности.
С оптимизмом на ситуацию смотрит Маргарита Яковлева, директор по развитию туристской компании «Метрополь-экспресс». «Действительно, очень часто китайцы предпочитают заказывать услуги гидов из КНР. Но в Республике Бурятия эта тенденция не так ярко выражена, и китайские турфирмы готовы бронировать гидов – граждан РФ. Сегодня в Бурятии есть достаточное количество выпускников ВУЗов, владеющих китайским языком, но основной проблемой является отсутствие предложения по качественной подготовке экскурсоводов со знанием материала на китайском языке, и наша компания вынуждена готовить специалистов самостоятельно, привлекая к учебному процессу профессионалов с опытом работы в туризме», - говорит собеседница STI.
Решением проблемы в масштабах России могут стать принятые изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в части совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, которые вступают в силу с 1 января 2017 года. Законопроектом предусмотрено, что аттестация будет проводиться региональными органами власти в сфере туризма: экскурсоводов и инструкторов-проводников – один раз в три года, гидов-переводчиков – один раз в пять лет. При этом за оказание услуг без прохождения аттестации предусмотрен штраф: за работу экскурсоводом или гидом-переводчиком без аттестата – 25 тысяч рублей с физического лица; 100 тысяч рублей с должностных лиц; 500 тысяч рублей – сумма штрафа с организаций за привлечение гида без аттестации. Штрафы за оказание услуг инструкторов-проводников значительнее: 50 тысяч, 200 тысяч и 1 млн рублей соответственно. Помимо необходимости получения соответствующего аттестата, обязательным условием для работы гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории России будет наличие гражданства РФ.
Законопроект позволит органам власти регулировать данный процесс и штрафовать незаконно работающих гидов, но механизм регулирования процесса ещё не ясен, также как и то, кто будет отслеживать правомерность работы того или иного гида. Ведь доказать, что китайский гид занимается незаконной деятельностью невозможно, так как в случае проверки он может выдать себя за такого же туриста как и остальные.
Порядок проведения аттестации и механизм отслеживания нарушителей в Минкультуры РФ обещают представить в декабре. Тем временем в Санкт-Петербурге, в центре притяжения иностранных туристов, уже начали на практике применять меры по борьбе с нелегальными китайскими гидами-переводчиками. На территории Петропавловской крепости силами рабочей группы комитета по развитию туризма и представителей управления по вопросам миграции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были задержаны девять граждан КНР. По информации АТОР, задержанные были переданы в органы ФМС. Как выяснилось, у них не было не только лицензий и разрешений на работу, но даже паспортов.
Стремительный рост турпотока из Китая заставляет российских туроператоров задумываться о механизме сотрудничества и налаживании диалога с китайскими коллегами. «Китайские туристы – лидеры въездного турпотока в нашей стране, только в рамках безвизового обмена в первом полугодии 2016 года Россию посетили более 230 тысяч туристов из КНР, что на 43% больше, чем в прошлом году. Причём положительная динамика сохраняется на протяжении последних пяти лет. Конечно, столь активный рост сопровождается рядом сложностей, - говорит Светлана Пятихатка. - Китайские туристы во многом отличаются от привычных российскому турбизнесу европейцев привычками и культурными особенностями. Но подход можно найти к любому, даже сложному туристу».