Ко двору ли крыша?

Проект реконструкции Михайловского дворца вызывает большой интерес у общественности Петербурга.

Однако в обсуждении участвуют в основном градозащитники и музейщики. Мы расспросили об этой проблеме доцента СПбГАСУ заслуженного архитектора РФ Владимира Линова.

– Существуют ли удачные примеры строительства атриумов в музеях?

– Их много, назову петербургские – Комендантский дом в Петропавловской крепости, Музей связи, Главный штаб. Все они хорошо функционируют, нет ущерба для исторических конструкций. С точки зрения архитектуры – тяжеловесны крупные фермы в Главном штабе, они выглядят хуже двух остальных. Можно было сделать их легче. В любом случае, чтобы снег не давил, используется подогрев крыши.

На мой взгляд, лучший образец подобного атриума с ажурными металлическими конструкциями – Британский музей.

 

– Но есть еще обязанность сохранять памятники?

– Обычно используемый термин – сохраняется «объемно-пространственное решение» здания – мне представляется неудачным. Фасады, высота здания, угол наклона крыши, материалы, применяемые при строительстве, – вот конкретные, измеряемые предметы охраны.

Если охраняется внешний облик здания, то атриумы законов не нарушают. Если охраняются внутренние фасады дворов Михайловского дворца, то атриумы законны только в том случае, если эти фасады остаются видимыми. Это может быть стеклянная крыша на собственном фундаменте и собственных несущих конструкциях.

 

– А если под крышу вносятся межэтажные перекрытия?

– С точки зрения конструкций они должны опираться на свои «подпорки». Но видимости внутренних фасадов, конечно, не будет.

Если мы считаем, что музею будет лучше с такими перекрытиями, надо искать легальный способ решения проблемы.

Мое личное мнение: эти фасады не представляют ценности и могут быть исключены из предметов охраны.

 

– Дворы Михайловского дворца имеют площадь по 140 кв. метров каждый. В чем выигрыш от атриумов?

– Главный – создание новой входной зоны вместо существующей в подвале, тесной и запутанной. Но я согласен с тем, что мороки с атриумами много, а выигрыш будет невелик.

 

– А что можно предложить в качестве альтернативы?

– Достроить в Михайловском саду корпус, который был задуман еще Карлом Росси. Этот корпус решит много проблем как Русского музея, так и его соседа Российского этнографического музея.

 

– Но это новое строительство на территории памятника будет незаконно?..

– Оно бы никому не повредило. Для таких редких случаев должны быть предусмотрены исключения через механизм многократных экспертиз такого проекта. Впрочем, существует еще один вариант решения проблемы входной зоны...

 

– Какой?

– Лет 30 назад архитекторы Олег Романов и Марк Хидекель предложили сделать подземный вестибюль Русского музея под площадью Искусств. Со входом прямо за памятником Пушкину. Чтобы далее из удобной и просторной входной зоны со всеми сервисами посетители попадали прямо на главную лестницу Михайловского дворца. Уже тогда вопрос с вестибюлем Русского музея стоял остро. Мне представляется, что сейчас можно вернуться к идее использования подземного пространства, не трогая самого здания Михайловского дворца.

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Май 29, 2025 - 04:20

Программа «Музеи Русского Севера» с 7 по 20 апреля 2025 года провела конкурс среди музейных сотрудников на участие в стажировке «Экспозиционно-выставочная деятельность малых музеев Ленинградской области и Санкт-Петербурга».

 

Май 27, 2025 - 13:01

Государственная Третьяковская галерея и ГК «Страна Девелопмент» продолжают сотрудничество, которое открывает новые возможности для развития культурных инициатив и популяризации искусства.

 

Май 27, 2025 - 11:31

В Ораниенбауме завершилась реставрация Китайской кухни, входящей в ансамбль Собственной дачи вместе с павильоном Катальной горки и Китайским дворцом. 

 

Май 26, 2025 - 09:07

Единый образовательный кластер займет пространства Восточного павильона Михайловского замка и Михайловского и Строгановского дворцов музея, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга.