Из-за страха перед акулами и того, что пляжи Шарм-эль-Шейха закрыты, некоторые туристы отказываются от запланированных поездок в Египет. Однако расторгнуть договор с агентством и вернуть свои деньги в полном объеме – не одно и то же. Как отмечают участники рынка, большинство аннуляций по турам происходит с удержанием штрафов. «Для того чтобы получить стоимость путевки целиком, необходимо официальное заявление госорганов о нежелательности поездок в Египет из-за угрозы нападения акул», – заявила Полина Репешко, PR-директор компании Mostravel. С ней соглашаются и другие участники рынка. Однако Ростуризм только лишь напоминает турагентам об их обязанности информировать клиентов об опасностях и возможных рисках, с которыми можно встретиться при совершении путешествия. Такое сообщение появилось на сайте ведомства 6 декабря, спустя неделю после первого случая нападения акулы на россиянина. Возможный сценарий развития событий при отказах туристов от путевок в Египет описал гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. «Закрытый вход в море, равно как опасность нападения акул, не является безусловным основанием для возврата стоимости тура. Но эти обстоятельства являются правовым основанием для предъявления требования о расторжении договора», – считает эксперт. По его словам, возможны конфликтные ситуации. Например, если турист напишет заявление о возврате денег, а турагент будет затягивать выплату (как вариант – ссылаясь на проволочки уже со стороны туроператора), то клиенту придется обратиться в суд. Он определит последствия расторжения договора, а также запросит информацию о затратах, фактически понесенных и туроператором, и турагентом. Соответственно, выявится и сумма к возврату. «В таких спорах многое зависит от эмоциональной составляющей, именно поэтому так сложно защищать права предпринимателей и процветает потребительский "рэкет"», – комментирует г-н Мохов.