Роспотребнадзор опубликовал на своем официальном сайте список юрлиц, которые подвергнутся плановым проверкам в течение 2012 года. Определить, сколько среди них туристических фирм, невозможно: перечень насчитывает 169 285 адресов по всем субъектам РФ, опубликованных на 6772 страницах. Корреспондент «БАНКО» методом «тыка» набрал в поисковике из предложенных параметров реестра регион «Московская область», дата «01.03.2012» и обнаружил среди 177 компаний турагентство «Жираф», расположенное в Лыткарино. Его директор Елена Чуева немало удивилась новости. «Да ведь только что проверяли», – сообщила она. Оказывается, то был визит не Роспотребнадзора, а представителей некоего Межрегионального центра защиты прав потребителей и предпринимателей (как им удается защищать одновременно потенциальных антагонистов – непонятно). «Осмотрели вывеску, заглянули в прейскурант… Такое ощущение, что в вопросах турбизнеса гости плавали», – рассказала Елена Чуева.
Что касается проверки надзорным ведомством, теоретически фирма, обнаружившая себя в планах Роспотребнадзора, вправе поинтересоваться, что конкретно будут проверять его визитеры. Правда, как заметила гендиректор юрконсультации «Визит» Анна Гладун, уверенности, что будет дан развернутый ответ, нет. «В первую очередь проверяющие смотрят в договор. Здесь удовлетворить их запросы практически невозможно – всегда найдется, к чему придраться. Руководством для органов Роспотребнадзора служат его же инструкции, а также ГОСТ «Туристические услуги и общие требования». Он не является обязательным к исполнению, но за неимением иного может быть взят контролерами за основу», – сообщила Анна Гладун. Руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова рекомендует убрать из договоров слово «штраф» – пункт об аннуляции тура с применением денежных санкций – один из главных раздражителей Роспотребнадзора. Согласно Закону «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей…» плановые проверки ведомством могут производиться не чаще, чем раз в три года. Однако согласно ст. 10 надзорный орган вправе осуществлять внеплановые – в качестве контроля за устранением прежних замечаний, по сигналам о нарушении прав потребителей и др.