Круглый стол «Создание комфортной и безопасной среды пребывания в Санкт-Петербурге как приоритет туристской политики города» состоялся 2 декабря.
В мероприятии приняли участие председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто, и.о. генерального директора СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро» Надежда Петрова, начальник Сектора по вопросам противодействия коррупции Отдела анализа обеспечения правопорядка и безопасности населения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Дмитрий Никонов, первый заместитель начальника Главного управления по Государственной противопожарной службе МЧС России по Санкт-Петербургу Дмитрий Легенький, директор по авиационной безопасности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Евгений Степанов, коммерческий директор АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Алексей Панфилов, а также представители дипломатического корпуса Санкт-Петербурга.
Представители служб и комитетов, отвечающих за безопасность туристов в городе, встречаются с представителями дипломатического корпуса ежегодно с целью обсуждения возможных мер для создания более комфортных и безопасных условий пребывания гостей в Северной столице. «Количество туристов в этом году вернулось к тому, что было в так называемый докризисный период, - отметила в приветственном слове Инна Шалыто. – Финальное количество туристов, посетивших наш город в 2015 году, мы будем подсчитывать позже, однако, по предварительной информации, получится рекордное число – 6,5 миллионов туристов. До этого верхней планкой считалось 6,3 миллионов человек». Инна Анатольевна также напомнила, что в городах, где количество туристов превышает количество жителей, туристская отрасль считается жизнеобеспечивающей, а значит, главная задача Санкт-Петербурга – создание оптимальных условий для отдыха туристов из самых разных стран.
О вопросах туристской безопасности в Санкт-Петербурге в 2015 году рассказала участникам встречи и.о. генерального директора СПб ГКУ «ГТИБ» Надежда Петрова. Обеспечение безопасности туристов за последние несколько лет стало одним из главных вопросов развития города как крупной туристской дестинации. Большую роль в нем играют туристско-информационные центры, призванные поддерживать гостей города в самых разных ситуациях, в том числе и экстренных. Помочь сориентироваться в чужом городе призваны также двуязычные информационные указатели на улицах города и бесплатная телефонная служба, которая может обеспечить связь туриста с представителями правоохранительных органов и при необходимости перевести информацию на русский язык.
Кроме того, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга является соисполнителем целого ряда программ, направленных на безопасность гостей города. Самой незащищенной категорией туристов являются иностранные граждане. Чаще всего они сталкиваются с такой проблемой, как карманные кражи (в 2015 году в туристско-информационные центры города обратились 13 иностранцев с жалобами на кражу денег, документов, дорогостоящей техники и багажа).
В 2015 году совместно с представителями правоохранительных органов Комитетом по развитию туризма была разработана Памятка по безопасности в городе, где размещена базовая информация оСанкт-Петербурге, памятка по миграционному учету, основные правила безопасности, порядок действий в экстренной ситуации – на русском, английском, немецком и китайском языках. Памятки туристы могут бесплатно получить в туристско-информационных павильонах и в консульствах. На помощь туристам готовы прийти и сами сотрудники ТИЦ: они могут связаться с консульством, заполнить анкеты для подачи заявления в полицию, а при необходимости даже сопроводить туриста в отделение и помочь там с переводом.
Как отметил Дмитрий Никонов, уровень безопасности в городе на Неве достаточно высокий, и для его повышения ведется масштабная работа. В Санкт-Петербурге размещены 15,5 тысяч камер наружного наблюдения, в этом году они были заменены на современную цифровую технику формата HD и Full-HD.Особое внимание уделяется безопасности в самых популярных у туристов районах: Василеостровскому и Петроградскому. Развитие получила и антитеррористическая система в метрополитене. Таким образом, количество преступлений в отношении иностранных граждан в 2015 году снизилось на 18,2% по сравнению с предыдущим годом.
На встрече Дмитрий Никонов предложил консулам взаимодействовать более активно. К примеру, размещать информацию о консульствах и контакты экстренных служб в каждом отеле и офисе турфирм, публиковать в специальных буклетах и первым делом доносить эти данные до туристов. Представителя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности поддержал Дмитрий Легенький. По его словам, необходимо также оповещение туристов о возникающих непредвиденных обстоятельствах, вроде усиления ветра, повышения уровня воды, сильного снегопада.
Представитель УФМС России по Санкт-Петербургу Ольга Тимофеева отметила, что Управление заинтересовано в том, чтобы зарубежных граждан сопровождали в территориальные отделения и помогали с оформлением документов сотрудники туристско-информационных центров и консульств. Она также попросила у консулов оказывать содействие туристам, попавшим в трудную ситуацию. Тем более что зачастую услуги иностранным гражданам могут быть оказаны без их личного присутствия.
Среди самых распространенных поводов обращения туристов в УФМС – утрата документов, превышение срока пребывания в городе без визы (больше установленных 72 часов), отсутствие миграционной карты. Представитель Управления подчеркнула, что в нынешней политической обстановке документ, подтверждающий пересечение границ Российской Федерации, очень важен. Наличие карты обязательно при регистрации в отеле.
О безопасности используемого транспорта рассказали участникам встречи директор по авиационной безопасности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Евгений Степанов и коммерческий директор АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» Алексей Панфилов. Пассажиропоток петербургского аэропорта за 10 месяцев 2015 года приблизился к 12-ти миллионам человек. Безопасность туристов обеспечивают сертифицированные сотрудники. В аэропорту и «Морском фасаде» ведется непрерывный визуальный контроль. Кроме того, в учреждениях введена современная система обработки и комплектации багажа, что делает путешествие туристов безопаснее.